Сказка как средство духовно-нравственного развития личности
консультация (младшая группа)

Киреева Галина Валентиновна

«Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка»

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_skazok_v_vospitanii_detey.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка»

В.А.Сухомлинский

   «Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.

   Это осуществимо средствами специально организованного нравственного воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования нравственного сознания является сказка.

     К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

   Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. Сказка совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка младшего дошкольного возраста это первый опыт встречи с героями сказки на важном этапе развития его личности - этапе раннего детства. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

   Как известно, детство невозможно представить без чтения сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и рассказывают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

   Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм нравственного восприятия и усвоения моральных норм и правил:

- во - первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

- во - вторых, сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

- в- третьих, образы, созданные писателями, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца.

Именно из сказки ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением и при этом книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

   Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Так какую же сказку выбрать для ребенка? Отбирая сказки для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие народной сказки на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Наша задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

    Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык сказки, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект достигается при совместном чтении и обсуждении сказок. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку - единый заряд человеческого опыта.

   Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.

   Данный подход способствует решению основных задач - открыть в ребенке талант читателя и слушателя. Ведь в сказках заключено особое очарование. Сказки вызывают в нас наслаждение, герои сказок разговаривают с детьми, дают им добрый совет, они становятся живыми друзьями для детей. Слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нравственных норм и правил («Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других. Как же использовать сказки в образовательной деятельности ДОУ:

-  использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности;

- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок;

-широкое использование произведений сказочного жанра в процесс повседневной жизни и на специально организованной деятельности;

-включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова;

-использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала;

 - включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.

 Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Поэтому в процессе образовательной деятельности, мы упражняем детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

   Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

    Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

   Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к сказке, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

   Познавая устное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА».

«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение...

САМООБРАЗОВАНИЕ ТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,...

"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника".

Сказка учит жить в мире и согласии. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культур...

Статья: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справед...