Статья для публикации в электронном журнале
методическая разработка
Статья на тему: «Драйверы дошкольного воспитания в условиях экологических вызовов современного общества»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Драйверы дошкольного воспитания в условиях экологических вызовов современного общества»
На данном этапе современного мира образование играет одну из главных ролей, так как является основным источником совершенствования и развития капитала людей, следовательно, и прогрессом для общества и повышением благополучия общества. Вместе с этим, постоянно и быстро происходит обновление информационных технологий, трансформируется социальная сфера, отсюда происходят значимые изменения в мире образования.
Из этого следует, что существуют драйверы современного образования. Драйвер (от англ. drive – рулить). Термин используется обычно в смысле «нечто, начинающее и обеспечивающее движение/развитие в той или иной области». Сейчас говорят о драйверах, как о чем-то глобальном, чем просто «точка роста».
Современное образование строится в первую очередь на том, чтобы закрыть потребности общества, так как сейчас век информационных технологий и компьютеризации, в образовательных организациях появляются оборудованные помещения специальной цифровой техникой: компьютеры, интерактивные доски и панели, интерактивные полы, мультимедийный проектор, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера и многие другие девайсы. Эта потребность общества к гаджетам диктует разным сферам и образованию в том числе. Таким образом, существует драйвер компьютеризации, который делает образование доступным для детей, интересным и более привычным в получении знаний у ребенка.
Первой ступенью образования является дошкольное образование, и сегодня на него оказывают влияние несколько факторов: повышение шансов детей на развитие, социализацию, подготовку к обучению в школе. Одним из условий дошкольного образования является доступность получения образования и равноправие. А также, важно то, что в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходит получение знаний.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В условиях экологических вызовов современного общества в работе с дошкольниками довольно часто сталкивается педагог с недостатком информации и наглядных пособий. В данной деятельности как раз таки и есть решение в использовании современных цифровых технологий. Интерактивные системы применяются для развития речи, памяти, воображения, навыков общения с людьми. Под цифровым образовательным ресурсом мы понимаем информационный источник, который содержит в себе графическую, текстовую, речевую, музыкальную, фото/видео и другую информацию, которая направлена на реализацию целей и задач современного образования. Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.
Образовательная деятельность в детском саду носит свой характер. Работа с детьми должна быть эмоционально подпитана, с привлечением красочного и яркого материала, с использованием звуков и видеозаписей. Всё это может обеспечить как раз компьютерная техника.
Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:
- подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
- создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
- подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
- возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий является мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.
В ходе знакомства детей с природой используются: дидактические иллюстрации, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, например, голос птиц или шум леса. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные. «Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дети становятся активным участниками образовательного процесса, а не пассивным объектами педагогического воздействия.
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. В формировании экологических понятий можно использовать интерактивные ресурсы по экологии дошкольников, например, интерактивная игра «Как вести себя в лесу». С использованием материалов ресурса каждый из детей может самостоятельно создать своей макет экологического знака (разрешающий, запрещающий и предупреждающий) и после использовать его в познавательных играх. Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание образовательной деятельности, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и другие. Предпочтение отдается небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания.
В экологическом образовании дошкольников используются интерактивные игрушки в виде животных – лающие собаки и мяукающие кошки, коровы и так далее. Либо использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации.
Можно выделить ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:
1. Предъявление информации экологического содержания на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3. Наглядный материал, используемый в презентациях дает возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
4. Мультимедийная презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему.
5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
6. Способствует развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование драйвер компьютеризации и информатизации не только в в деятельности экологической направленности, но и любых других видах образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
На наш взгляд, дошкольная организация должна знакомить детей с компьютерными технологиями, так как в дальнейшем это принесет позитивный опыт в получении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
Методическая разработка. Публикация в электронном журнале «Школлеги» тема: «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»
http://pressa-online.com/tabid/256/Default.aspx?aid=5ad48cb0-482a-4862-b109-81c79e7465ca&year=2016...
ПРОЕКТ "ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД". ПУБЛИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ЖУРНАЛЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ". 2020г.
ПРОЕКТ "ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД". ПУБЛИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ЖУРНАЛЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ".2020г....
Свидетельство о публикации материала в электронном журнале "Практическая педагогика" (15.08.2023)
Свидетельство о публикации материала в электронном журнале "Практическая педагогика".Проект "Игровые технологии" (создание игровых технологий приобщения детей старшего дошкольного ...