Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»
материал

Журавлева Татьяна Владимировна
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом, поэтому дети и должны чувствовать себя комфортно. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

                                                           

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом, поэтому дети и должны чувствовать себя комфортно. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов.

Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного обучения через современные педагогические технологии.

В методической литературе С.В. Могильникова, Е.В. Язькова, Е.С. Беленькая «Говорящие стены» называют методикой.

Если раньше «Говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то теперь «Говорящие степы» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты; они взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе дошкольного. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать стены.

Основная идея методики «Говорящая стена» - трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. Говорящая стена — это центр познавательного развития; социально-коммуникативный центр; центр художественно-эстетического развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Суть «говорящей стены» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно — пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

Говорящая стена может включать все образовательные области: центр познавательного развития, игровой центр, центр развития речи, уголок творчества.

Цель методики «Говорящая стена» - создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.

Задачи методики «Говорящая стена»:

 - создать атмосферу эмоционального комфорта - детский сад является особым местом в жизни детей. Это теплый и уютный дом, в котором понимают и принимают каждого ребёнка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем как личность.

- создать условия для проявления познавательной активности детей (по мнению В. В. Щетининой, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта).

- создает условия для творческого самовыражения (детское творчество рассматривается как одно из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления).

- развивать самостоятельность, мелкую моторику, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.

- развивает коммуникативные навыки (ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми.

- создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращает внимание детей на красоту окружающего мира.

Суть методики «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал: развивающие интерактивные стены, магнитная доска, бизиборд, сенсорное панно, ширмы.

Cтена или экран - уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран. Дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Экран, позволяющий взаимодействовать с материалом с помощью касаний или на расстоянии. Используя в работе интерактивную стену, это дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.    

 Развивающая интерактивная стена — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.

Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений.

Магнитная доска. Одним из главных достоинством магнитной доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. При работе с магнитной доской можно одновременно пользоваться магнитами, мелом и маркерами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?». Такие плоскостные бизиборды можно разместить на стенах на уровне ребенка.

Сенсорная стена или панно. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.

Ширма представляет собой вертикальную поверхность, которая может складываться и трансформироваться, несущая в себе познавательно-игровой материал различного содержания (ширмы для сюжетно-ролевых игр, театральной, познавательной деятельности). Это приспособление, которое дает возможность зонирования пространства в группе, она стимулирует на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Для развития творческой активности детей можно использовать поверхность для рисования (доска для мела, маркеров, фломастеров, рулон обоев, закрепленный на стене).

Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации визуализации знаний, а также погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста. Таким образом, технология «говорящих стен» — это уникальный инструмент, позволяющий необычным образом изменить предметно-развивающее пространство группы детского сада, своеобразный живой экран, дающий возможности для всестороннего развития детей, для проявления детской инициативы и самостоятельности.

В работе с детьми можно использовать разнообразные игры на «Говорящей стене»:

• Игры на развитие изобразительных способностей: младших группах - «дорисуй лучики солнышку», «нарисуй дорожку»; старших группах - «дорисуй человечка».

• Игры по ФЭМП: средних группах - «подбери по размеру», «выложи столько же, сколько…», «расставь от низкого до самого высокого»; старших группах - «найди соседа», «подсчитай и найди гараж для машины», «выложи в соответствии с цифрами», «больше или меньше», «посчитай и запиши».

• Речевые игры с элементами обучения грамоте: младших группах - «кто как кричит», «скажи словечко»; средних группах - «что сначала, а что потом», «что лишнее»; старших группах - «составь слово», «какой первый звук в слове», «найди пропущенный слог», «сложи букву».

• Логические игры: средних группах - «что сначала что потом», «что лишнее»; старших группах - «соотнеси геометрическую фигуру с предметом, «лабиринт» и др.

Хочется закончить выступление словами выдающегося педагога Я. А. Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чем заняться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств ли...

СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И ПРОЦЕСС ПОГРУЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТНР ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ «ГОВОРЯЩИХ СТЕН»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для...

Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития....

Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний.

С появлением печати, ростом вербальной коммуникации и глобализацией информационного контента возникла необходимость уже не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществл...