Консультация
консультация

Петрова Наталья Владимировна

Крнсультация для воспитателей "Взаимодействие детей с ТМНР со сверстниками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детей с ТМНР со сверстниками»

Общение со сверстником необходимо развивать с самых первых ростков интереса к другому ребенку. Внимание, которое ребенок начинает проявлять к сверстнику как к интересному объекту, появляется в период первых предметных действий и начинается с оживления, разглядывания и обследования. Несмотря на то что такое отношение к сверстнику еще не приобрело личностных черт, оно является начальным периодом и фундаментом социализации ребенка. Близким взрослым необходимо поддержать своего ребенка, помочь ему увидеть в сверстнике не просто интересный объект, а другого человека. Для этого необходимо стимулировать ощущение сходства, позволить испытать состояние общности. Сверстник выступает в роли зеркала, в котором ребенок видит отражение своего бытия. Общение со сверстником помогает самопознанию, формированию представления о себе, активизации копирования и подражания как способов усвоения общественного опыта; является важным источником разнообразных впечатлений, положительных переживаний и способствует развитию познавательной деятельности ребенка [36].

 На первых порах знакомство ребенка с ТМНР с другим ребенком – это спонтанно организованная деятельность, согласованная между родителями. Ее продолжительность может составлять от нескольких секунд до 3-5 минут в зависимости от интереса и поведения детей. Как правило, такое знакомство лучше протекает в домашней обстановке, в кругу семьи, когда в гости к ребенку с ТМНР приходят друзья семьи или родственники со своим ребенком. Игровой инструментарий для такого общения не требуется. Центром притяжения в данной ситуации является взрослый, организующий установление личностного контакта. Он привлекает внимание одного ребенка к лицу другого, его глазам и мимике, эмоционально озвучивает ситуацию, называет детей по имени, помогает подержаться за ручку и ласково погладить друг друга. Также необходимо учитывать психологический возраст партнера по общению и, соответственно, круг его социальных интересов: старшему ребенку следует помочь проявить дружелюбие и инициативу, ребенку помладше – создать эмоционально окрашенную ситуацию для взаимодействия. В случае удачного установления контакта взрослый может предложить детям эмоциональные игры: прятки (спрятать лицо в ладошки или к маме за 57 плечо), ладушки, сороку-ворону. Постепенно такое игровое взаимодействие может быть продлено до 10 минут, в случае если дети расположены друг к другу.

Следующая ступень общения с другим ребенком – это предметное взаимодействие между детьми, организованное взрослым. На данном этапе игровая ситуация приобретает черты группового занятия, направленного на удовлетворение потребности детей в общении и развитие коммуникативных навыков. Готовность ребенка с ТМНР к такому занятию определяется положительным отношением к сверстнику, способностью осуществлять ориентировку на действия другого ребенка. Если ребенок с ТМНР находится в психолого-педагогическом сопровождении, общение со сверстником постепенно включается в коррекционно-педагогические занятия. Наиболее продуктивное взаимодействие происходит между детьми, близкими по уровню психического развития, использующими одинаковые способы выполнения заданий (с помощью совместных действий со взрослым, по показу, по образцу и слову).

Игровая ситуация на коррекционно-педагогическом занятии происходит следующим образом. В присутствии родителей и с их помощью педагог организует взаимодействие между детьми, в задачи которого входит развитие элементарных навыков коммуникации и сотрудничества, накопление положительного опыта общения со сверстником, а также отработка знакомых игровых действий в новой ситуации. На занятии педагог использует хорошо знакомые детям игрушки, помогает сосредоточить внимание на движениях и действиях друг друга, учит копировать их, использовать жесты (приветствие, прощание, просьба), делиться игрушками, ждать своей очереди. По мере обучения детей, от занятия к занятию педагог постепенно ослабляет контроль пространства и ситуации, позволяет детям проявить инициативу, наблюдает за игрой и оказывает необходимую помощь.

Если в кругу друзей или семьи есть возможность создать условия для развивающего взаимодействия двух детей, родителям следует заранее наметить используемые игрушки и задания, составить план действий. Организация подобного взаимодействия возможна в период развития предметной деятельности, игровая ситуация для начала общения между детьми может выглядеть следующим образом.

«Кати мячик» Цель: получение положительного опыта общения и эмоционального отклика от игры, развитие умения осуществлять взаимодействие с ребенком: ориентироваться на движения, действия и голос другого ребенка, ждать очереди, использовать жесты, звуки и слоги в целях коммуникации. 58 Материалы: яркий резиновый (каучуковый) мяч, размером около 15 см.

Время: 3-5 минут.

В игре участвуют двое детей вместе с родителями. Дети размещаются на ковре, сидя напротив друг друга таким образом, чтобы, наклонив туловище вперед, один ребенок мог достать до другого. Взрослые располагаются за спиной у детей.

Родители организуют эмоциональное общение между детьми, по очереди несколько раз произносят имена детей, помогают дотронуться до названного ребенка, затем спрашивают: «Где (имя ребенка)?» Ребенку, который услышал свое имя, следует помочь показать на себя рукой, откликнуться при помощи звуков или слогов «Я-а!» («А-а!»). Ребенку, который услышал имя своего знакомого, необходимо помочь показать в его сторону рукой, дотронуться до него, сопроводить свои движения ответом «Во-от!» («Во-о!» или «О-о!»).

  Между детьми кладется мяч, взрослые помогают сосредоточить на нем внимание, обследовать его доступным способом не менее 1 минуты, чтобы оба ребенка смогли вместе и по очереди изучить его свойства (покатать, обнять, похлопать по нему ладошкой, понюхать).

Затем один взрослый помогает своему ребенку подкатить мяч вплотную к себе, отодвигается вместе с ним назад, освобождая небольшое пространство для перекатывания мяча. Ребенку, сидящему напротив, помогают выполнить жест просьбы одной или двумя руками, попросить «Да-ай!» («Д-а»! или «А-а!»). Ребенку, у которого находится мяч, взрослый помогает откатить мяч, ответить «На-а!» («А-а!»).

Игра повторяется несколько раз, при необходимости взрослый направляет руки ребенка с ТМНР для ощупывания и определения движений и жестов другого ребенка, помогает повторить их в свою очередь.

Игра может быть усложнена добавлением новых инструкций (кидай; дай в ручку; положи в банку), также можно передавать друг другу несколько маленьких мячей, спуская их с горочки, и складывать в емкость.

 В конце игры взрослые подводят итог, задавая вопросы «Где (имя одного, а затем другого ребенка)?», «Где мяч?», помогают показать и озвучить ответ.

По мере развития у ребенка ориентировки в ситуации общения следует постепенно расширять пространство для взаимодействия, знакомить с новыми игровыми ситуациями. Одним из способов является общение на знакомой детской игровой площадке. В такой ситуации родитель ребенка с ТМНР направляет деятельность детей, подбирает способы взаимодействия и правила игры в зависимости от обстановки. Игровая ситуация на площадке может выглядеть следующим образом.

 «В песочнице» Цель: развитие умения ориентироваться в новой ситуации общения, включаться в деятельность другого ребенка, инициировать коммуникацию, соблюдать правила игры, отработка орудийного действия (копания).

Время: 5-10 минут.

Вариант 1

 Материалы: несколько совочков, 3-5 игрушек размером около 5 см в ведерке.

Находясь в песочнице, взрослый организует знакомство двух детей, предлагает поиграть вместе. Помогает своему ребенку взять совочек, откопать небольшую ямку и привлечь внимание другого ребенка. Родитель демонстрирует откопанную ямку, вместе со своим ребенком протягивает компаньону по игре другой совочек, просит взять из ведерка одну игрушку и положить в ямку и вместе с ребенком закапывает ее, помогает своему ребенку обозначить результат: развести руками и показать: «Нет игрушки, спряталась, туда!» Потом взрослый предлагает откопать другие ямки, чтобы спрятать оставшиеся игрушки. Как только все игрушки будут спрятаны, родитель помогает детям вместе откопать их совочком или руками, сложить обратно в ведерко.

Вариант 2

Материалы: совочки, одна большая игрушка (около 10 см в высоту), одна маленькая игрушка (около 5 см в высоту), большое и маленькое ведерки, подходящие по размеру к соответствующим игрушкам.

Так же, как и в варианте 1, взрослый организует знакомство двух детей, затем предлагает спрятать игрушки. Вначале взрослый спрашивает, какая игрушка большая, а какая маленькая, интересуется, каким образом можно их спрятать. Далее взрослый руководит действиями детей и помогает спрятать игрушки под соответствующие по величине ведерки. Затем предлагает снять ведерки и засыпать игрушки песком. Для этого родитель спрашивает детей, какую игрушку они собираются засыпать и какое ведерко для этого будут использовать (чтобы наполнить песком), помогает осуществить задумку. После чего взрослый предлагает сравнить две горки песка и определить, где спряталась большая игрушка, а где маленькая, затем помогает откопать их и сложить каждую в свое ведерко.

 По мере развития ребенка и возрастания его социальной активности игры могут усложняться добавлением игрушек и заданий, также постепенно может увеличиваться продолжительность взаимодействия и количество играющих вместе детей.

В дальнейшем удовлетворить потребность ребенка с ТМНР в общении, получить новый опыт взаимодействия, развить его социальную компетентность помогут занятия с педагогом в небольшой группе (4-5 60 детей). На таких занятиях, как правило, близкий взрослый находится рядом, чтобы поддержать своего ребенка в процессе самостоятельной деятельности и общения, при необходимости направить его активность, продублировать инструкцию, помочь наладить контакт с другим ребенком. Основная часть занятия посвящена определенной образовательной тематике (например: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, зима и т. д.) и обязательно включает в себя несколько сменяющих друг друга видов деятельности: творческая и продуктивная, сюжетно-игровая, подвижная и т. д.

Следующим шагом в развитии общения ребенка с ТМНР со сверстниками может быть посещение дней рождений друзей, детских праздников и мероприятий, а также любые доступные совместные виды деятельности детей в новых ситуациях (прогулка, готовка, уборка и т. д.). При этом родителю необходимо оказывать необходимую помощь, содействуя развитию самостоятельности. Рассмотрим этапы освоения детского коммуникативного пространства с помощью близкого взрослого.

1. Родитель полностью контролирует ситуацию, привлекает ребенка к наблюдению за другими детьми, при помощи совместных действий постепенно включает ребенка в общение и взаимодействие.

 2.Родитель привлекает других детей к оказанию помощи и осуществлению взаимодействия со своим ребенком, обучает ребенка принимать помощь, проявлять благодарность.

3. Близкий взрослый обучает своего ребенка обращаться за помощью к другому ребенку с использованием доступных средств коммуникации, оказывает необходимую ситуативную помощь.

4. Близкий взрослый наблюдает за ситуацией взаимодействия между детьми, предоставляет максимальную самостоятельность, при необходимости оказывает небольшую направляющую помощь.

Таким образом, обогащая социальную среду ребенка, родители способствуют появлению у него устойчивых навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками. Активность, инициативность и заинтересованность ребенка в общении, умение свободно чувствовать себя в различных социальных ситуациях, правильно выражать свои эмоции и желания являются показателями его успешной социализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....