Проект "Международный день чая"
проект (старшая группа)

Бубликова Марина Сергеевна
Чай - любимый напиток людей по всему миру. Но не каждый знает, что 15 декабря – Международный День Чая, поэтому мы решили организовать проект, посвященный этому удивительному напитку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

г. Санкт – Петербурга

Проект

«Международный день чая»

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2022/10/kartinki-s-mezhdunarodnym-dnem-chaya-8.jpg

Составила:

Воспитатель: Бубликова М.С.,

Санкт-Петербург

декабрь 2023

Проект «Международный день чая»

Старшая группа №12

Паспорт проекта

Тема: 15 декабря отмечается Международный день чая.

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Вид проекта: групповой, познавательно -творческий

Срок реализации: с 11.12.23 по 15.12.23 гг.

Продолжительность: краткосрочный

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни

Актуальность проекта:

Чай - любимый напиток людей по всему миру. Но не каждый знает, что 15 декабря – Международный День Чая, поэтому мы решили организовать проект, посвященный этому удивительному напитку.  Чайная традиция наверняка существует в каждой семье. Но не каждый знает, откуда пришла к нам она.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о празднике чая.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Познакомите детей с праздником – «День Чая».

2. Сформировать представления о чае, как о традиционном напитке разных народов. 

3. Дать представление о разных видах чая: чёрный, зелёный, белый, красный, жёлтый; как выращивают, производят и употребляют каждый вид чая;

4. Дать возможность наглядно рассмотреть каждый вид чая, ощутить разнообразие ароматов; 

5. Познакомить с полезными свойствами разных видов чая;

Коррекционно - развивающие:

- развивать память, мышление, воображение, любознательность;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- развивать творческие способности детей.

- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес; расширять кругозор детей;

2. Воспитывать у детей желание участвовать в изготовление кружки для чаепития. 

3. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;

Ожидаемые результаты:

Дети расширят кругозор, узнают традиции чаепития, виды чая.

Основные направления реализации проекта:

Социально – коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Художественно – эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Продукт проекта:

Рисунки, аппликация, конструирование.

Работа с родителями:

Досуг с родителями и детьми «Мы за чаем не скучаем». 

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Подбор картинок, стихов, загадок. 
- Разработка плана проекта. 
- Создание условий для самостоятельной деятельности. 
2  ЭТАП ОСНОВНОЙ
- Беседа с детьми на тему: " Что такое чай и откуда он берется? "
- Рассматривание презентации: " Какой бывает чай"
- Познакомить детей с пословицами, поговорками и стихами о
 чае. 
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский " Муха - Цокотуха", «Федорино горе»; Д. Хармса «Иван-Иваныч Самовар», 
- С/р игра «К нам пришли гости»
- Книги для рассматривания детьми (К. И. Чуковский ««Муха –Цокотуха», «Федорино горе») 
- Раскраски по теме посуда. 
- Пальчиковая гимнастика «Вкусный тортик», «А у меня есть чашка…»(по Е. Железновой)

-Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
- Дидактические игры: «Сервировка стола», «Что для чаепития купим в магазине», «Угадай по запаху»
- Провести опыты:" Завариваем чай в холодной, горячей воде. "
- Аппликация: «Чашка»

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Досуг с родителями «мы за чаем не скучаем»

Рекомендации: Усиливать работу по приобщению детей и родителей к истории и традициям различных праздников в календаре. 

Приложение 1

Конспект занятия в старшей группе

«Интересное о чае»

Цель: углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.

Задачи:

- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.

Оборудование: телевизор, ноутбук, чай в различной расфасовке, самовар, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые пронумерованные тарелки, лупы.

Ход занятия:

Воспитатель:( Дети стоят в кругу около воспитателя)

Ребята, у меня для вас есть сюрприз, он в ларце (показываю ларец). Ой, а здесь – маленькие мешочки. Возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Я вам подскажу, что лежит в мешочке. Будьте внимательны.

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой.

Что это?

Дети: это чай.

Воспитатель: Молодцы. Действительно – это чай, прекрасный и полезный напиток. В Россию завезли чай, очень давно. Он стал национальным напитком.

Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Воспитатель:(Показываю самовар) Это самовар. И использовали его для того, чтобы кипятить воду для чаепития. А вы знаете, что 15 декабря отмечается всемирный день чая? Чай пьют во всем мире, и очень любят этот напиток. Вот мы и поговорим сегодня о чае. (дети садятся за столы)

Вы знаете, что родина чая - это Китай?

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.

В древности чай ценился очень дорого.

Сначала его употребляли как лекарство. Какие лекарственные свойства есть у чая? (Дети отвечают: он помогает при простуде, болях в животе, головной боли, снимает усталость, чаем поласкают рот).

Чайные деревья достигают в высоту 15 метров. Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Считается, что аромат женских рук не портит запаха чая.

После сбора, чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, коробки и доставляют в магазины 

В нашей коллекции присутствуют различные упаковки: металлические сувенирные банки, пакетики, нарядные коробки. Почему чай плотно упаковывают? Посмотрите он упакован в пакет. Чтобы его аромат не исчез.

Какой чай вы пьете дома чаще всего? Да, сейчас очень популярны чайные пакетики.

А вы знаете, кто же придумал чай в пакетиках? Даже чайные пакетики упаковывают специально, чтобы сохранить вкус и аромат.

Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Ребята, мы вспомнили родину чая, познакомились с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик).

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе).

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для исследования чая.

Вы видите перед собой тарелки. Пододвиньте их поближе к себе, возьмите лупы и исследуйте содержимое в отделении под номером 1 и 2. Сравните их.

Дети: В тарелке №1 – чай черный, а в тарелке №2 – зеленый.

Как вы определили?

Дети: по цвету.

Еще чем отличается чай в отделениях №1 и № 2.

Чай называют черным из-за его цвета. Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем, скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.

Как вы думаете, как же получается зеленый чай? (Ответы детей). Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые.

 А каким еще бывает чай? (Ответы детей).

Правильно. Чай бывает красный. Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний.

Есть еще желтый чай. Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.

А теперь, давайте рассмотрим содержимое тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что вы еще видите? Что на твоей тарелке?

(Воспитатель расспрашивает детей. (содержимое на тарелках разное).

-На моей тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов.

-А у меня чай перемешан с лепестками цветов.

Действительно, чай бывает с разными добавками, и от добавок меняется вкус чая.

Вы отлично справились с заданием.

Как вы думаете, что нужно, чтобы вырос хороший чай?

Дети: тепло, солнце, вода, чистый воздух, много влаги.

Еще чай растет в Индии, Японии, Турции, а в нашей России чай растет в Краснодарском крае.

Ребята, а вы дома пьете чай? А кто знает, как правильно заваривать чай? (ответы детей).

И так: сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого обдают его (3-4 раза) кипятком. Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и

сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают (до 15 мин). Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит.

Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».

У русского народа есть много пословиц и поговорок о чае.

Выпьешь чайку - забудешь тоску.

Чай пьешь – до 100 лет доживешь.

Если чай не пьешь, где силы берешь.

Чай человеку подать, уважение оказать.

Пили с молоком, вареньем, а главное – с удовольствием.

А теперь давайте поиграем, придумаем определения к слову «чай». Я начинаю, а вы продолжайте. Чай ароматный. (Дети продолжают: вкусный, горячий, крепкий, терпкий, сладкий и т. Д.) Вы отлично справились с задачей, как много интересных, точных слов подобрали к слову чай.

Какие вы молодцы! Мы с вами много узнали о чае!

А вы любите пить чай?

Приложение 2

Пословицы и поговорки о Чае

В городе чай- гостям угощение, в деревне-себе наслаждение. Русская пословица

♦ В хорошей посуде и чай вкуснее. Русская пословица

♦ Выпей чайку-  забудешь тоску. Русская пословица

♦ Выпьешь чай-прибавятся силы. Китайская пословица

♦ За чаем не скучаем- по семь чашек выпиваем. Русская пословица.

♦ Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря. Китайская пословица

♦ Коль чаем угощают, значит уважают. Русская пословица

♦ Не спеши пить чай- язык обожжёшь. Турецкая пословица

♦ Пей чай, не вдавайся в печаль. Русская пословица

♦ Пей чай- удовольствие получай. Русская пословица

♦ С чая лиха не бывает. Русская пословица

♦ Чай должен быть, как женский поцелуй – крепкий, горячий и сладкий

♦ Чай крепче, если он с добрым другом разделен. Русская пословица

♦ Чай не пить, так на свете не жить. Русская пословица

♦ Чай не пьёшь- откуда силу берешь? Русская пословица

♦ Чай пить-долго жить. Русская пословица

♦ Чай пить- не дрова рубить. Русская пословица

♦ Чай пить – приятно жить. Русская пословица

♦ чай пьёшь- до ста лет проживёшь. Русская пословица

Загадки про чай

С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или бутербродом,

Иди скорей друзей встречай

Наливай всем вкусный.(чай)

От Вокзала – Самовара

В клубах дыма, в клубах пара.

Отправляется состав

Через зал, прогрохотав.

В вагонах – блюдцах

Чашки смеются.

Поезд весело встречай

Он привёз душистый (Чай)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Если к нам приходят гости

Я беру его за хвостик.

Кипяточку наливаю,

С головою окунаю.

Польза от него большая.

Это что? Пакетик (Чаю)

Поезд едет тук — тук — тук…

К нам в купе приносят вдруг

Что за жидкость? Отвечай!

Проводник принёс нам …(чай)

Испекли мы угощение,

Тортик, пряники, печенье.

Поскорей друзей встречай,

Что нальёшь друзьям, ты? (чай)

Был листок зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине (чай)

Вкус такой, что ой-ё-ёй!

Любим пить его семьёй.

Он в мешочках, рассыпной,

Ароматный, заварной. (Чай)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)

8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с  Днем с емьи, любви и верности.    Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"

Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...