Проект "Международный день чая"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района
г. Санкт – Петербурга
Проект
«Международный день чая»
Составила:
Воспитатель: Бубликова М.С.,
Санкт-Петербург
декабрь 2023
Проект «Международный день чая»
Старшая группа №12
Паспорт проекта
Тема: 15 декабря отмечается Международный день чая.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Вид проекта: групповой, познавательно -творческий
Срок реализации: с 11.12.23 по 15.12.23 гг.
Продолжительность: краткосрочный
Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни
Актуальность проекта:
Чай - любимый напиток людей по всему миру. Но не каждый знает, что 15 декабря – Международный День Чая, поэтому мы решили организовать проект, посвященный этому удивительному напитку. Чайная традиция наверняка существует в каждой семье. Но не каждый знает, откуда пришла к нам она.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о празднике чая.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Познакомите детей с праздником – «День Чая».
2. Сформировать представления о чае, как о традиционном напитке разных народов.
3. Дать представление о разных видах чая: чёрный, зелёный, белый, красный, жёлтый; как выращивают, производят и употребляют каждый вид чая;
4. Дать возможность наглядно рассмотреть каждый вид чая, ощутить разнообразие ароматов;
5. Познакомить с полезными свойствами разных видов чая;
Коррекционно - развивающие:
- развивать память, мышление, воображение, любознательность;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- развивать творческие способности детей.
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес; расширять кругозор детей;
2. Воспитывать у детей желание участвовать в изготовление кружки для чаепития.
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
Ожидаемые результаты:
Дети расширят кругозор, узнают традиции чаепития, виды чая.
Основные направления реализации проекта:
Социально – коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Продукт проекта:
Рисунки, аппликация, конструирование.
Работа с родителями:
Досуг с родителями и детьми «Мы за чаем не скучаем».
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Подбор картинок, стихов, загадок.
- Разработка плана проекта.
- Создание условий для самостоятельной деятельности.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
- Беседа с детьми на тему: " Что такое чай и откуда он берется? "
- Рассматривание презентации: " Какой бывает чай"
- Познакомить детей с пословицами, поговорками и стихами о чае.
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский " Муха - Цокотуха", «Федорино горе»; Д. Хармса «Иван-Иваныч Самовар»,
- С/р игра «К нам пришли гости»
- Книги для рассматривания детьми (К. И. Чуковский ««Муха –Цокотуха», «Федорино горе»)
- Раскраски по теме посуда.
- Пальчиковая гимнастика «Вкусный тортик», «А у меня есть чашка…»(по Е. Железновой)
-Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
- Дидактические игры: «Сервировка стола», «Что для чаепития купим в магазине», «Угадай по запаху»
- Провести опыты:" Завариваем чай в холодной, горячей воде. "
- Аппликация: «Чашка»
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Досуг с родителями «мы за чаем не скучаем»
Рекомендации: Усиливать работу по приобщению детей и родителей к истории и традициям различных праздников в календаре.
Приложение 1
Конспект занятия в старшей группе
«Интересное о чае»
Цель: углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.
Задачи:
- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
Оборудование: телевизор, ноутбук, чай в различной расфасовке, самовар, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые пронумерованные тарелки, лупы.
Ход занятия:
Воспитатель:( Дети стоят в кругу около воспитателя)
Ребята, у меня для вас есть сюрприз, он в ларце (показываю ларец). Ой, а здесь – маленькие мешочки. Возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Я вам подскажу, что лежит в мешочке. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой.
Что это?
Дети: это чай.
Воспитатель: Молодцы. Действительно – это чай, прекрасный и полезный напиток. В Россию завезли чай, очень давно. Он стал национальным напитком.
Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Воспитатель:(Показываю самовар) Это самовар. И использовали его для того, чтобы кипятить воду для чаепития. А вы знаете, что 15 декабря отмечается всемирный день чая? Чай пьют во всем мире, и очень любят этот напиток. Вот мы и поговорим сегодня о чае. (дети садятся за столы)
Вы знаете, что родина чая - это Китай?
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.
В древности чай ценился очень дорого.
Сначала его употребляли как лекарство. Какие лекарственные свойства есть у чая? (Дети отвечают: он помогает при простуде, болях в животе, головной боли, снимает усталость, чаем поласкают рот).
Чайные деревья достигают в высоту 15 метров. Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Считается, что аромат женских рук не портит запаха чая.
После сбора, чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, коробки и доставляют в магазины
В нашей коллекции присутствуют различные упаковки: металлические сувенирные банки, пакетики, нарядные коробки. Почему чай плотно упаковывают? Посмотрите он упакован в пакет. Чтобы его аромат не исчез.
Какой чай вы пьете дома чаще всего? Да, сейчас очень популярны чайные пакетики.
А вы знаете, кто же придумал чай в пакетиках? Даже чайные пакетики упаковывают специально, чтобы сохранить вкус и аромат.
Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Ребята, мы вспомнили родину чая, познакомились с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик).
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для исследования чая.
Вы видите перед собой тарелки. Пододвиньте их поближе к себе, возьмите лупы и исследуйте содержимое в отделении под номером 1 и 2. Сравните их.
Дети: В тарелке №1 – чай черный, а в тарелке №2 – зеленый.
Как вы определили?
Дети: по цвету.
Еще чем отличается чай в отделениях №1 и № 2.
Чай называют черным из-за его цвета. Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем, скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.
Как вы думаете, как же получается зеленый чай? (Ответы детей). Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые.
А каким еще бывает чай? (Ответы детей).
Правильно. Чай бывает красный. Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний.
Есть еще желтый чай. Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.
А теперь, давайте рассмотрим содержимое тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что вы еще видите? Что на твоей тарелке?
(Воспитатель расспрашивает детей. (содержимое на тарелках разное).
-На моей тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов.
-А у меня чай перемешан с лепестками цветов.
Действительно, чай бывает с разными добавками, и от добавок меняется вкус чая.
Вы отлично справились с заданием.
Как вы думаете, что нужно, чтобы вырос хороший чай?
Дети: тепло, солнце, вода, чистый воздух, много влаги.
Еще чай растет в Индии, Японии, Турции, а в нашей России чай растет в Краснодарском крае.
Ребята, а вы дома пьете чай? А кто знает, как правильно заваривать чай? (ответы детей).
И так: сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого обдают его (3-4 раза) кипятком. Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и
сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают (до 15 мин). Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит.
Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».
У русского народа есть много пословиц и поговорок о чае.
Выпьешь чайку - забудешь тоску.
Чай пьешь – до 100 лет доживешь.
Если чай не пьешь, где силы берешь.
Чай человеку подать, уважение оказать.
Пили с молоком, вареньем, а главное – с удовольствием.
А теперь давайте поиграем, придумаем определения к слову «чай». Я начинаю, а вы продолжайте. Чай ароматный. (Дети продолжают: вкусный, горячий, крепкий, терпкий, сладкий и т. Д.) Вы отлично справились с задачей, как много интересных, точных слов подобрали к слову чай.
Какие вы молодцы! Мы с вами много узнали о чае!
А вы любите пить чай?
Приложение 2
Пословицы и поговорки о Чае
♦ В городе чай- гостям угощение, в деревне-себе наслаждение. Русская пословица
♦ В хорошей посуде и чай вкуснее. Русская пословица
♦ Выпей чайку- забудешь тоску. Русская пословица
♦ Выпьешь чай-прибавятся силы. Китайская пословица
♦ За чаем не скучаем- по семь чашек выпиваем. Русская пословица.
♦ Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря. Китайская пословица
♦ Коль чаем угощают, значит уважают. Русская пословица
♦ Не спеши пить чай- язык обожжёшь. Турецкая пословица
♦ Пей чай, не вдавайся в печаль. Русская пословица
♦ Пей чай- удовольствие получай. Русская пословица
♦ С чая лиха не бывает. Русская пословица
♦ Чай должен быть, как женский поцелуй – крепкий, горячий и сладкий
♦ Чай крепче, если он с добрым другом разделен. Русская пословица
♦ Чай не пить, так на свете не жить. Русская пословица
♦ Чай не пьёшь- откуда силу берешь? Русская пословица
♦ Чай пить-долго жить. Русская пословица
♦ Чай пить- не дрова рубить. Русская пословица
♦ Чай пить – приятно жить. Русская пословица
♦ чай пьёшь- до ста лет проживёшь. Русская пословица
Загадки про чай
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный.(чай)
От Вокзала – Самовара
В клубах дыма, в клубах пара.
Отправляется состав
Через зал, прогрохотав.
В вагонах – блюдцах
Чашки смеются.
Поезд весело встречай
Он привёз душистый (Чай)
Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслаждением выпей. (чай)
Если к нам приходят гости
Я беру его за хвостик.
Кипяточку наливаю,
С головою окунаю.
Польза от него большая.
Это что? Пакетик (Чаю)
Поезд едет тук — тук — тук…
К нам в купе приносят вдруг
Что за жидкость? Отвечай!
Проводник принёс нам …(чай)
Испекли мы угощение,
Тортик, пряники, печенье.
Поскорей друзей встречай,
Что нальёшь друзьям, ты? (чай)
Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине (чай)
Вкус такой, что ой-ё-ёй!
Любим пить его семьёй.
Он в мешочках, рассыпной,
Ароматный, заварной. (Чай)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/28/picture-14292.jpg)
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218531-1362887206.jpg)
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114894-1549775365.jpg)
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1019933-1549385623.jpg)
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987504-1513525669.jpg)
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-191526-1516125646.jpg)
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...