Мастер-класс для педагогов: "Весёлая кинезиология"
материал

Лаврухина Наталья Петровна

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Весёлая кинезиология»

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

Задачи: знакомство с теорией о функциональных блоках мозга, с кинезиологией, как одним из методов здоровьесберегающей технологии (теоретическая часть); знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений (практическая часть).

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном из методов здоровьесберегающей технологии — кинезиологии. Многие учёные справедливо отмечают: «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Борис Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с Вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами».

И прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, активизироваться и воспользоваться упражнением «Массаж ушных раковин»: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Отлично, итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В основе данной гимнастики лежит теория о трех функциональных блоках мозга. Итак, головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие — слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Как я уже говорила, в основе кинезиологии лежит теория о трёх функциональных блоках мозга. Рассмотрим данные блоки подробнее:

первый блок — это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок, есть даже у ящериц.

второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен». Формирование заканчивается к 20 годам. Тренировать можно всю жизнь.

Работа всех трех блоков определяет поведение человека. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека.

Я предлагаю Вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова). Разложите данные слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили слова по 1 варианту, а именно:

1-я группа – «карась»«орел»«овца».

2-я группа – «бегать»«плавать»«летать».

3-я группа – «шерсть»«перья»«чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили слова по 2 варианту, а именно:

1-я группа – «карась»«плавать»«чешуя».

2-я группа– «орел»«летать»«перья».

3-я группа – «овца»«бегать»«шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление. Я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной.

1 упражнение – «Лягушка».

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая — ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зелёной и густой.

2 упражнение – «Заяц-коза-вилка».

«Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

3 упражнение – «Лезгинка».

Левую руку сложить в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пальцами правой руки с прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4 упражнение – «Ухо-нос-хлопок».

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Отлично, современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, его больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие речи;

Что включают в себя  комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся комплексами;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели;
  • упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых.

Предлагаю напоследок «Путешествие на облаке» (релаксация, под музыку). Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

В завершении я хочу всех поблагодарить за внимание, я надеюсь, что информация, полученная на мастер-классе, Вам пригодится. Если у Вас остались вопросы, то я, с удовольствием, на них отвечу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов: «Весёлая кинезиология » Подготовила: Лаврухина Н.П. воспитатель МБДОУ «Теремок» с. Становое 2023

Слайд 2

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников. Задачи: знакомство с теорией о функциональных блоках мозга, с кинезиологией , как одним из методов здоровьесберегающей технологии (теоретическая часть); знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений (практическая часть).

Слайд 3

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Слайд 4

- первый блок — это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок, есть даже у ящериц. - второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу» . Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам. - третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен» . Формирование заканчивается к 20 годам. Тренировать можно всю жизнь. Работа всех трех блоков определяет поведение человека.

Слайд 5

1 упражнение – «Лягушка». Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. 2 упражнение – «Заяц-коза-вилка». «Заяц» : средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. «Коза» : указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. «Вилка» : вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) , расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

Слайд 6

3 упражнение – «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пальцами правой руки с прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 4 упражнение – «Ухо-нос-хлопок». Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Слайд 7

Цель кинезиологических упражнений: - Развитие межполушарного взаимодействия; - Синхронизация работы полушарий; - Развитие мелкой моторики; - Развитие познавательных процессов; - Развитие речи; Что включают в себя комплексы упражнений? Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Слайд 8

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия : занятия проводятся утром; занятия проводятся ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; упражнения проводятся комплексами; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых.

Слайд 9

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов "Использование приемов кинезиологии в работе с детьми"

содержится информация о теории Лурии о трех функциональных блоках головного мозга, о межполушарном взаимодействии, привожятся примеры игр и упражнений, направленных на тренировку каждого их трех блоко...

Мастер класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (кинезиологические упражнения)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.Упражнения необходимо ...

Мастер -класс для педагогов "Весёлые пальчики"

Показать важность  работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер - класс для родителей дошкольников по кинезиологии.

Мастер - класс для родителей дошкольников....

Мастер -класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер - класс раскрывает особенности применения кинезиологических упражнений в процессе коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда с детьми по устранению нарушений в речевой сфере.  ...

Мастер – класс с использованием инновационных технологий: кинезиологии и синквейна в отделении ранней помощи

В данном мастер-классе представлены иновационные технологии кинезиотерапии и синквейна используемые в коррекционной работе логопеда....