Исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

БДОУ «Центр развития ребёнка-Нюксенский детский сад»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы  

«Юные исследователи спешат на помощь Дим Димычу».

Воспитатель: Гусева Ольга Алексеевна

2022 год

Цель: формирование познавательно-исследовательских способностей у детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную и опытническую деятельность.

Задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды через опыты;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы в ходе исследовательской деятельности;

- формировать представления о свойствах магнита через экспериментальную деятельность;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: проведение опытов с водой, разучивание динамической паузы.

Материалы и оборудование: фартуки детские, перчатки тканевые, ёмкости для воды, вода, лёд, стаканы стеклянные, зеркало, схемы-карточки опытов, магнит, значки «Юный исследователь», кукла картонная «Дим Димыч», ноутбук, мультимедийное оборудование.

Методы и приёмы: опыты, физминутка «Помогатор», беседа, вопросы, объяснение, уточнения, сюрпризный момент, проблема, компьютерная презентация. 

Ход ООД

Дети заходят в зал.

Дети: Наступает новый день

Чтоб он был удачным

Скажем дружно: «Добрый день!»

Вам желаем счастья!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова в гости, пришёл Дим Димыч.

Дети здороваются.

Воспитатель: Вы знаете, зачем он к нам пришёл?

Дети: Проводить опыты.

Воспитатель: Верно, но сегодня Дим Димыч потерял от лаборатории ключ и просит о помощи. Что же делать?

Дети: Нужно найти ключ.

Воспитатель: Чтобы найти ключ, нужно выполнить несколько заданий. Как выдумаете, какие задания будем выполнять?

Дети: Проводить опыты.

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, ребята, начнём. Что вы знаете о воде?

Дети: Вода не имеет форму.

Воспитатель: Докажите это с помощью опыта.

Опыт № 1.  «Имеет ли вода форму?»

Дети переливают одну и ту же воду в разные сосуды. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду в тарелку, она растекается бесформенной лужей.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода не имеет формы.

Воспитатель: Молодцы, правильно, первое задание вы уже выполнили и немного помогли Дим Димычу. Что вы можете рассказать ещё о воде?

Дети: Она без вкуса, без запаха, без цвета.

Воспитатель: Правильно, молодцы. В каком состоянии она бывает?

Дети: В жидком, твердом-снег и лёд, газообразном - пар.

Воспитатель: Замечательно! Давайте проверим, действительно ли лёд – это вода!

Опыт№2. Воспитатель просит двоих детей надеть перчатки и взять в руку кубик льда, а сама кубик льда кладёт себе на ладонь, дети видят, что лёд у неё в руках тает и превращается в воду. 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что случилось с кубиком льда?

Дети: Рука теплая, лёд растаял и превратился в воду.

Воспитатель: Почему у вас лёд не тает?

Дети: Потому, что мы надели перчатки.

Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать?

Дети: Вода может быть твёрдой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно! Давайте Дим Димычу расскажем, как же вода может быть газообразная?

Дети: Это туман, пар из чайника.

Воспитатель: Это интересно! Давайте это проверим!

Опыт №3. Воспитатель открывает термос с кипятком, дети видят пар.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Пар.

Воспитатель: Как можно проверить, что пар – это и есть вода?

Дети: Нужно накрыть термос крышкой, зеркалом, стеклом.

Воспитатель: Давайте попробуем!

Дети: На крышке появятся капли, это и есть вода.

Воспитатель: Великолепно, какие умные у нас дети! Я смотрю вы устали немного. Мы потанцуем под любимую музыку Дим Димыча.

Физминутка «Помогатор»

(дети выходят в центр группы, звучит фонограмма, дети выполняют движения в соответствии со словами песни).

Воспитатель: Вы здорово справились со всеми заданиями! Ребята, но нам нужно помочь Дим Димычу. Вы не забыли главное задание?

Дети: Нет, мы ищем ключ от лаборатории.

На столе два стакана с водой. В одном помещён пластмассовый ключ, в другом металлический. Дети их обнаруживают.

Дети: Мы нашли ключ.

Воспитатель: Да, но как мы его достанем из воды? 

Дети предлагают свои пути решения проблемы. Если среди их решений не звучит использование магнита, воспитатель делает подсказку (достаёт магнит).

Воспитатель: Что это?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Как настоящие учёные будем сейчас исследовать свойства магнита. Как это сделать?

Опыт №4. «Достань ключ из стакана с водой». В один стакан с водой помещён ключ, сделанный из пластмассы, в другой из металла. Дети пытаются достать ключи из стаканов с помощью магнита. Достают металлический ключ.

Воспитатель: Ребята, огромная сила у магнита, что он может действовать даже через стекло и воду. Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Магнит притягивает железные предметы и не действует на материалы из пластмассы.

Воспитатель: Магнит не притягивает предметы из многих других материалов, но это мы с вами проверим на других занятиях.  Вы выполнили все задания и нашли ключ от лаборатории Дим Димыча. Он очень вам благодарен и говорит спасибо. Дома вы можете рассказать о своих открытиях, а для того, чтобы вам легче было рассказать про них, я предлагаю вам закрепить знания.

 Воспитател показывает детям схемы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают схему и омещают на мольберт.

Воспитатель: Дорогие дети, Дим Димыч с вами не прощается, а говорит: «До новых встреч». Он очень рад, что вы умеете проводить опыты и благодарит вас за то, что помогли ему найти ключ.

Слайд «Дим Димыч в Лаборатории».

Воспитатель: Ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Дим Димыч хочет вас наградить за помощь значками «Юный исследователь»

На слайде появляются значки с надписью: «Юный исследователь», а самому активному исследователю вручается значок «Лучший исследователь».

Воспитатель награждает детей значками.  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности

«Свойства мыльного раствора и мыльных пузырей»

старшая группа

Цель: формирование активных поисковых действий, умения прогнозировать результат через опытническую деятельность.

Задачи:

- развивать у детей умение проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов, умение применять свои знания на практике;

- познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и способом их изготовления;

 - воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи;

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Но для начала попробуйте отгадать несколько загадок.

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел - лопнул! ……    

Дети: Мыльный пузырь.

Воспитатель: Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала……..  

Дети: Мыльный пузырь.

Звонок на телефон воспитателя

Воспитатель: Да, в старшей группе, очень веселые и умные дети. Конечно, приезжайте, обязательно поможем.

Воспитатель: Ребята, мне только что звонил МАЭСТРО МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ.  В сказочном царстве Мылопены что- то произошло.

Появляется Маэстро мыльных пузырей в лице родителя воспитанника.

ММП: Здравствуйте, я Маэстро Мыльных Пузырей, я летел сюда на большом мыльном пузыре, а он лопнул, боюсь, не заблудился ли я. Скажите, уважаемые, туда ли я попал, мне нужны дети старшей группы.

Дети: Да, это мы, и наш девиз «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствуют смех и улыбка».

ММП: Как я счастлив, мне срочно нужна ваша помощь! В царстве Мылопены большое несчастье, все мыльные пузыри и большие, и маленькие, и совсем крошечные, загрустили и от грустных мыслей лопаются один за другим. Боюсь, в мыльном мире скоро не останется ни одного мыльного пузыря.  Дело в том, что они думают, что о них все забыли и никому они не нужны.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы вам помочь?

ММП: Прежде всего, давайте узнаем побольше о жизни мыльных пузырей, а потом я попрошу вас, дети, сделать какой-нибудь подарок для них. Согласны?

Дети: Да.

Часть первая - исследовательская

ММП: Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными?

Дети: Потому, что сделаны из мыла и воды.

Воспитатель: Давайте это проверим.

Опыт 1

Дети с помощью трубочки дуют в мыльный раствор. Вода пузырится, появляется пена.

Вывод: в мыльных пузырях есть мыло.

ММП: Для чего людям нужны мыльные пузыри? 

Дети: Для праздника.

ММП: Я с вами согласен, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр?  Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену? 

Дети: Делают мыло, чтобы мыть руки, лицо, волосы, порошок, чтобы стирать одежду, моющее средство для мытья посуды.

Опыт 2

Добавляют в мыльный раствор каплю растительного масла. Наблюдаю, что происходит: жидкость в стакане помутнела, стала белой. Продолжают наблюдать: видим, что постепенно масляный слой исчез.

Вывод: мыло взаимодействует с водой и маслом. Таким образом, мыло – это вещество, которое помогает избавиться и растворить масло (жир, грязь).

ММП: Разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? 

Дети: Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии. 

ММП: Всё ли мыло пахнет одинаково?

Дети: Нет.

Опыт 3

Дети добавляют ароматизатор, а затем нюхают мыльный раствор.

Вывод: для приятного запаха в мыло добавляют различные ароматизаторы. 

ММП: Всё ли мыло имеет одинаковый цвет?

Опыт 4

Дети добавляют краситель, а затем рассматривают мыльный раствор.

Вывод: для цвета в мыло добавляют различные красители. 

ММП: Как приятно, что вы много знаете о мыльном растворе. Но даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык, ходить нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя? 

Дети: Да.

ММП: Тогда приступим к изготовлению мыльных пузырей, чтобы сделать подарок и помочь жителям Мылопении.

Часть вторая – творческая

Мастер – класс по изготовлению мыльных пузырей

Как красиво! Посмотри!

Мы пускаем пузыри

Мыльные, цветные,

Нами надувные.

Нет забавнее игры,

Для веселой детворы:

Пузыри пускают,

Щеки надувают!

Лето, время мыльных пузырей. Огромные или совсем маленькие, они вызывают восторг, как у детей, так и у взрослых. А вам нравится выдувать мыльные пузырьки? Сейчас мы с вами сами будем их делать сами, чтобы помочь мыльным пузырям, которые оказались в беде. Не нужно покупать специальные приспособления, нам понадобится лишь то, что есть в каждом доме. Давайте сделаем это вместе. Сделаем мыльные пузыри по разным рецептам и узнаем, в какой из них пузыри получаются более прочными, чтобы помочь жителям царства Мылопены.

Рецепты приготовления растворов

 1 рецепт

  1. 200 мл жидкости для мытья посуды
  2. 400 мл воды

Мыльные пузыри недостаточно хорошо надуваются.

  1. рецепт
  1. 200 мл жидкости для мытья посуды
  2. 400 мл воды
  3.  4 столовая ложка сахара

Мыльные пузыри стали надуваться лучше.

Вы все знаете, что такое моющее средство, кипячёная вода и сахар. Сегодня я вас хочу познакомить с веществом, которое называется глицерин. Это вещество, с помощью которого стенки пузыря становятся прочными, он долго не лопается, при хорошем составе и правильном приготовлении даже отскакивает от пальцев рук.

3 рецепт

  1. 200 мл средства для посуды
  2. 500 мл воды
  3. 4ст. ложки сахара
  4. 100 мл глицерина

Итак, какой вывод можно сделать? Что нам нужно для того, чтобы мыльные пузыри были прочные, легко надувались и долго не лопались? (Ответы детей). Верно, лучше использовать для изготовления мыльных пузырей ни только воду, сахар и моющее средство, но и глицерин.

Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели?

Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их.

Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные.

Игры с мыльными пузырями.

ММП: Мои друзья, мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки.

- Сейчас наши пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее? Хотите попробовать? (дети играют)

- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.

(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри»)

(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем, играем, используя те знания, которые получили при опытах).

ММП: Молодцы ребята, теперь вы много знаете о свойствах мыльных пузырей. Спасибо, дорогие друзья, за подарки, сделанные своими руками. Мои мыльные пузыри забудут о грусти, станут весёлыми и крепкими и обязательно будут радовать вас на праздниках и в обычные дни. До свиданья! За вашу помощь из волшебной страны Мылопены вам подарки - конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...