Семинар «Организация игровой деятельности как условие развития, обучения и воспитания дошкольников»
материал

Лада Анна Игоревна

В различные возрастные периоды ведущими являются разные виды деятельности. Игровая деятельность становится ведущей для ребенка в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лада А.И.

Попова Е.С.

Семинар «Организация игровой деятельности как условие развития, обучения и воспитания дошкольников»

В различные возрастные периоды ведущими являются разные виды деятельности. Игровая деятельность становится ведущей для ребенка в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Она способствует становлению психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения, произвольности всех психических процессов и поведения, мотивационно-потребностной сферы и другое), видов деятельности (общения, познавательной, конструктивной, изобразительной), развитию личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического и другое). Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации. Специфические задачи психолого-педагогической работы, связанной с использованием игровой деятельности:

- развивать игровую деятельность детей;

- формировать положительное отношение к себе, к окружающим;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Игровая деятельность возникает в конце раннего возраста в форме отобразительной, сюжетно-отобразительной игры, игры с дидактическими игрушками. Педагог мотивирует ребенка к воспроизведению отдельных простых событий повседневной жизни с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек, лоскутов ткани, коробок разного размера и других безопасных и многофункциональных предметов). В дошкольном возрасте организуются разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные. Игровая деятельность меняется на протяжении дошкольного детства. С возрастом усложняются сюжет и содержание игры, способы ее построения (от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям); формы организации (от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности); продолжительность игры (от нескольких минут до нескольких дней); состав играющих детей (от двух до пяти-семи детей). Именно эти изменения учитывает педагог, определяя способы организации игровой деятельности.

Виды игровой деятельности разделяют на две группы – творческие игры и игры с правилами.

Творческие игры:

— режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

— сюжетно-ролевые;

— игры-драматизации;

— театрализованные;

— игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);

— игры-фантазирование;

— импровизационные игры-этюды.

Игры с правилами:

—дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по

дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные,

словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-пред-

положения, игры-загадки);

—подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

—развивающие;

—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений;

стратегии; обучающие)

—музыкальные;

Игровая деятельность и формы организации детей дошкольного возраста по направлениям развития:

Давайте посмотри, как реализовывается содержание образовательных областей в игровой деятельности:

Социально-коммуникативное развитие:

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение.

Познавательное развитие:

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение.

Речевое развитие: Сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, пальчиковые игры, физминутки, игра-драматизация.

Художественно-эстетическое развитие:

Дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, сюжетные, хороводные игры, игра-драматизация, пальчиковые игры, игровое упражнение.

Физическое развитие: Подвижные игры, подвижные игры с правилами, игровое упражнение, хороводные игры, русские народные игры, игры народов севера пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры, квест – игра.

Как развивать игровую деятельность детей?

Игра является для ребенка самоценной, эмоционально-насыщенной формой жизнедеятельности. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка.

Развитие игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:

Обогащение содержания игры. Игра носит отражательный характер, в ней ребенок отображает интересующие его стороны действительности, стремится разобраться в социальных отношениях. Такой опыт дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра мультипликационных фильмов и кинофильмов, из книг и общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие игровых умений или способов построения игры. На протяжении дошкольного детства игра меняется, усложняется способ построения игры.

Развитие игрового общения, способов игрового сотрудничества. Творческая игра по своей природе ориентирована на взаимодействие между детьми, связанное с распределением ролей, согласованием игрового замысла, разрешением спорных ситуаций. Практика игрового сотрудничества накапливается у детей в играх, которые носят совместный характер, требуют согласования в решении игровых задач.

Основные приемы развития игровой деятельности детей:

  • включение в игру новых предметов;
  • включение в игру новых действий (показ, обсуждение);
  • наблюдение за окружающим миром и социальными явлениями и их обязательное обсуждение с выделением действия, содержания речевого взаимодействия;
  • смещение акцента от моделирования действий к моделированию отношений;
  • помощь в выборе сюжета, обозначении ролей;
  • обсуждение правил, регулирующих отношения в игре;
  • организация РППС.

Цели и задачи игровой деятельности по возрастным группам:

Первая младшая группа:

  • учиться играть рядом, не мешая другим малышам;
  • учиться манипулировать с одним предметом, а также переносить действия с одного предмета на другой (например, малыш возит легковую машинку, имитируя звук работы мотора, то же самое он делает и с грузовой машинкой);
  • обогащать чувственный опыт.

Вторая младшая группа:

  • стимулировать разработку сюжетов игр, взятых из личного опыта («Больница», «Дочки-матери» и др.);
  • развивать умение выбирать себе игровую роль;
  • формировать умение работать в непродолжительном контакте с товарищами;
  • учиться имитировать движения, манеру поведения других людей;
  • развивать умение классифицировать предметы по какому-либо признаку (к примеру, выбрать из «Волшебного мешочка» все красные мячики).

Средняя группа:

  • расширять набор сюжетов для игр;
    формировать умение объединяться в игре для выполнения игрового действия и распределять обязанности (к примеру, один играет роль ребёнка, второй — учителя);
  • учиться подбирать правильный реквизит для игр;
  • учиться сравнивать предметы;
  • поощрять желание освоить правила игр (например, один из моих воспитанников 4–5 лет долго ходил «хвостом», чтобы я объяснила ему правила игры в шахматы);
  • продолжать разрабатывать тактильные ощущения.

Старшая группа:

  • поощрять инициативу обыгрывать сюжеты знакомых художественных произведений;
  • учиться распределять роли;
  • тренировать навык согласования своих действий с действиями партнёра;
    учиться сравнивать объекты, выделяя отличительные черты;
  • учить правила в групповых играх;
  • формировать справедливое отношение к соревнованию.

Подготовительная группа:

  • поощрять инициативу брать игрушки в игры, приписывая им новые «роли» (к примеру, плоский жёлудь может «играть роль» гриба);
  • учиться обсуждать правила игр, определяя своих персонажей;
    учиться бережно относиться к вещам;
  • приобщаться к процессу изготовления кукол-персонажей, декораций.

Учебно-воспитательный процесс в детском саду основывается на комбинации разных видов деятельности дошкольников в тех или иных формах. Для максимально эффективной реализации учебно-воспитательных задач педагогу необходимо методически целесообразно комбинировать эти формы и виды, используя подходящие мотивационные приёмы. Тогда познание мира вокруг у дошкольников будет всесторонним, что является залогом формирования гармоничной личности каждого малыша.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. 

Однако не следует забывать о самоценности детской игры, ее вкладе не только в будущее (день завтрашний), но и в настоящее детей. Игра важна не только как подготовка к учению и труду; она — самая свободная и естественная форма проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности. Детская игра поэтому всегда одновременно существует в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она «дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой — игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций...» (О.С. Газман).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Организация игровой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения"

Материалы для проведения педсовета.Форма проведения - деловая игра. Прилагаются доклады, вопросы длля мозгового штурма, работы в группах. Анкеты для воспитателей и родителей....

Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Семинар - деловая играТема «Организация игрово...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

презентация "Организация игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО"

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Семинар - деловая игра Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаю Вашему вниманию семинар-деловую игру "Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Семинар «Организация игровой деятельности в ДОО: технологии и содержание в условиях ФГОС ДОО»

Современные дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому от педагога требуется умение ориентирова...