Как дать ребёнку свободу (и не переборщить). Гид для каждого возраста.
консультация

Германова Анастасия Михайловна
Большинство родителей понимают, что для здорового развития личности ребенку нужно давать свободу. Но в каком возрасте следует начинать и как при этом сохранить спокойствие взрослым? Разобрались в теме здоровой сепарации вместе с психологом Светланой Алехиной. А подготовили этот материал при поддержке Яндекс Плюс с опцией «Детям» и новой функцией геопоиска «Где ты?».
 

Тоддлеры: как пережить кризис трех лет

Сепарация — процесс отделения ребенка от родителя. Некоторые взрослые ошибочно считают, что дети дистанцируются от них только в подростковом возрасте. Это не так. Первым этапом сепарации можно считать момент рождения ребенка, когда тот физически отделяется от матери.
 
Тоддлеры (от англ. «to toddle» — «неуверенно шагать») — это дети от 12 до 36 месяцев, которые только учатся в этом возрасте ходить. Еще до года у ребенка появляются собственные желания. Он пытается реализовать их через ползание, первые шаги: на телесном уровне отдаляется от взрослого к тому, что его притягивает, например, к яркой игрушке.
 
Первый толчок к психологической сепарации — кризис трех лет или период «Я сам». Часто именно в 2–3 года милые и послушные дети начинают проявлять характер. Ребенок чувствует себя отдельной личностью, которая имеет право на свое мнение.
 
Дети учатся самостоятельно ходить, одеваться, есть, управлять своим телом, знакомятся друг с другом и исследуют окружающее пространство. Они постоянно исследуют окружающий мир, стремятся все потрогать — и это нормально. А еще дети сталкиваются с внутренними и внешними ограничениями: не получается завязать шнурки, качели заняты другим ребенком, игрушку в магазине не покупают. У них может возникать чувство вины и за собственные промахи: «Я не могу сложить конструктор».
 
Чтобы тоддлер развивался гармонично и научился понимать новые чувства, ему важно давать свободу — когда это безопасно. Вот пять рекомендаций для родителей:
 
  1. Дайте ребенку пространство для исследования. Не контролируйте его на детской площадке, разрешайте самостоятельно играть в своей комнате.
  2. Поощряйте инициативу, стремление ребенка сделать выбор: в одежде, еде, прогулках.
  3. Говорите об ограничениях строго, но без криков. Спокойно объясняйте, почему именно «нет».
  4. Давайте обратную связь, подчеркивайте достоинства ребенка, отмечайте, что у него получилось — это укрепит структуры его «Я». Так, ребенок станет уверен в себе, своих силах, своем мнении.
  5. Ограничивайте себя в резких высказываниях, избегайте фраз «я лучше знаю», «ты делаешь не так», «ты еще маленький, чтобы это делать» и других.
 

Школьники: где начинаются их личные границы

Запрос на личное пространство появляется у ребенка после кризиса трех лет. В дошкольном и младшем школьном возрасте это заметно по желанию ребенка отгородиться или сохранить от родителя что-то в секрете.
 
Поэтому с 4 до 10 лет важно обеспечить ребенка личным пространством. Сначала выделите ему свою зону для игр, потом стол для учебы и творчества. Это особенно важно, если в семье несколько детей. Отличное решение — коробочка или отделение в шкафу, которое станет детским тайником. Это то место, куда родители без ведома ребенка не будут заглядывать. Важно не только проговорить это правило, но и соблюдать.
 
Как только ребенок начинает ходить в школу, сепарация становится более явной. Теперь младшеклассник должен жить школьную жизнь в отрыве от родителей: сам налаживать отношения, решать конфликты, справляться с учебой. На фоне внезапно появившейся ответственности школьник может хуже себя вести и учиться. Будьте в этот период рядом с ребенком, но не пытайтесь решить все проблемы за него — он уже взрослый (и он первый же вам об этом скажет).
Если вы хотите, чтобы процесс сепарации проходил безболезненно, важно научиться отпускать ребенка и давать ему больше свободы в соответствии с его возрастом и потребностями. Например, ученику младших классов можно разрешить самому добираться до школы или кружка, если они недалеко от дома.
 
Чтобы родители чувствовали себя спокойно, в Яндекс Плюс с опцией «Детям» появилась функция «Где ты?». Она помогает отслеживать местоположение ребенка. Если школьник один ходит к друзьям или на кружки, просто создайте список мест, которые он регулярно посещает. Обсудите с ребенком возможность включить функцию и настройте её вместе.
 
Поддержка, доверие и максимум свободы там, где это возможно, позволят вам подготовить себя и ребенка к самому сложному периоду — пубертату.
 

Подростки: как не сойти с ума

В этом возрасте фокус внимания ребенка окончательно смещается с родителей на сверстников. Взрослые на время теряют авторитет в глазах школьника, он начинает экспериментировать с предоставленной ему свободой. Все изменения обусловлены перестройкой гормонального фона.
 
В подростковом возрасте происходит кризис идентичности, когда юный человек пытается найти себя, осмыслить свое существование. Этот процесс, зачастую, болезненный. Подросток задает себе вопросы: «кто я?», «куда я иду?», «какой я? , «в чем смысл жизни?», «где мое место?». В поисках этих ответов они прислушиваются к сверстникам и тем, кто ближе им по духу — блогерам, музыкантам, активистам. Мнение родителей и ограничения взрослых воспринимаются ими в штыки.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ....19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство родителей понимают, что для здорового развития личности ребенку нужно давать свободу. Но в каком возрасте следует начинать и как при этом сохранить спокойствие взрослым? Разобрались в теме здоровой сепарации вместе с психологом Светланой Алехиной. А подготовили этот материал при поддержке Яндекс Плюс с опцией «Детям» и новой функцией геопоиска «Где ты?».

Тоддлеры: как пережить кризис трех лет

Сепарация — процесс отделения ребенка от родителя. Некоторые взрослые ошибочно считают, что дети дистанцируются от них только в подростковом возрасте. Это не так. Первым этапом сепарации можно считать момент рождения ребенка, когда тот физически отделяется от матери.

Тоддлеры (от англ. «to toddle» — «неуверенно шагать») — это дети от 12 до 36 месяцев, которые только учатся в этом возрасте ходить. Еще до года у ребенка появляются собственные желания. Он пытается реализовать их через ползание, первые шаги: на телесном уровне отдаляется от взрослого к тому, что его притягивает, например, к яркой игрушке.

Первый толчок к психологической сепарации — кризис трех лет или период «Я сам». Часто именно в 2–3 года милые и послушные дети начинают проявлять характер. Ребенок чувствует себя отдельной личностью, которая имеет право на свое мнение.

Дети учатся самостоятельно ходить, одеваться, есть, управлять своим телом, знакомятся друг с другом и исследуют окружающее пространство. Они постоянно исследуют окружающий мир, стремятся все потрогать — и это нормально. А еще дети сталкиваются с внутренними и внешними ограничениями: не получается завязать шнурки, качели заняты другим ребенком, игрушку в магазине не покупают. У них может возникать чувство вины и за собственные промахи: «Я не могу сложить конструктор».

Чтобы тоддлер развивался гармонично и научился понимать новые чувства, ему важно давать свободу — когда это безопасно. Вот пять рекомендаций для родителей:

  1. Дайте ребенку пространство для исследования. Не контролируйте его на детской площадке, разрешайте самостоятельно играть в своей комнате.
  2. Поощряйте инициативу, стремление ребенка сделать выбор: в одежде, еде, прогулках.
  3. Говорите об ограничениях строго, но без криков. Спокойно объясняйте, почему именно «нет».
  4. Давайте обратную связь, подчеркивайте достоинства ребенка, отмечайте, что у него получилось — это укрепит структуры его «Я». Так, ребенок станет уверен в себе, своих силах, своем мнении.
  5. Ограничивайте себя в резких высказываниях, избегайте фраз «я лучше знаю», «ты делаешь не так», «ты еще маленький, чтобы это делать» и других.

Школьники: где начинаются их личные границы

Запрос на личное пространство появляется у ребенка после кризиса трех лет. В дошкольном и младшем школьном возрасте это заметно по желанию ребенка отгородиться или сохранить от родителя что-то в секрете.

Поэтому с 4 до 10 лет важно обеспечить ребенка личным пространством. Сначала выделите ему свою зону для игр, потом стол для учебы и творчества. Это особенно важно, если в семье несколько детей. Отличное решение — коробочка или отделение в шкафу, которое станет детским тайником. Это то место, куда родители без ведома ребенка не будут заглядывать. Важно не только проговорить это правило, но и соблюдать.

Как только ребенок начинает ходить в школу, сепарация становится более явной. Теперь младшеклассник должен жить школьную жизнь в отрыве от родителей: сам налаживать отношения, решать конфликты, справляться с учебой. На фоне внезапно появившейся ответственности школьник может хуже себя вести и учиться. Будьте в этот период рядом с ребенком, но не пытайтесь решить все проблемы за него — он уже взрослый (и он первый же вам об этом скажет).

Если вы хотите, чтобы процесс сепарации проходил безболезненно, важно научиться отпускать ребенка и давать ему больше свободы в соответствии с его возрастом и потребностями. Например, ученику младших классов можно разрешить самому добираться до школы или кружка, если они недалеко от дома.

Чтобы родители чувствовали себя спокойно, в Яндекс Плюс с опцией «Детям» появилась функция «Где ты?». Она помогает отслеживать местоположение ребенка. Если школьник один ходит к друзьям или на кружки, просто создайте список мест, которые он регулярно посещает. Обсудите с ребенком возможность включить функцию и настройте её вместе.

Поддержка, доверие и максимум свободы там, где это возможно, позволят вам подготовить себя и ребенка к самому сложному периоду — пубертату.

Подростки: как не сойти с ума

В этом возрасте фокус внимания ребенка окончательно смещается с родителей на сверстников. Взрослые на время теряют авторитет в глазах школьника, он начинает экспериментировать с предоставленной ему свободой. Все изменения обусловлены перестройкой гормонального фона.

В подростковом возрасте происходит кризис идентичности, когда юный человек пытается найти себя, осмыслить свое существование. Этот процесс, зачастую, болезненный. Подросток задает себе вопросы: «кто я?», «куда я иду?», «какой я? , «в чем смысл жизни?», «где мое место?». В поисках этих ответов они прислушиваются к сверстникам и тем, кто ближе им по духу — блогерам, музыкантам, активистам. Мнение родителей и ограничения взрослых воспринимаются ими в штыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение детей младшего дошкольного возраста"

Здоровый ребенок-здоровое общество! проблема здоровья детей в любом обществе актуальна, своевременна и сложна, так как она определяет будущее страны и экономический потенциал общества....

Дополнительная образовательная программа "Каждый ребёнок художник" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

              В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-7 лет, средствами изобр...

Научить ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге – долг каждого родителя!

В данном материале описаны некоторые значимые принципы для родителей, которые помогут им увеличить возможность научения детей безопасному поведению на дороге. Материал выполнен в виде стендовой информ...

Как дать ребёнку почувствовать себя значимым?

Как дать ребенку почувствовать себя значимым...