Художественное творчество как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Развитие мелкой моторики путем художественного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_tvorchestvo.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественное творчество как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

В развитии мелкой моторики рук большое значение имеет художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, оригами в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

Художественное творчество также развивает мышление, восприятие, воображение, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Рисование карандашами, кистью, пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, ребенок учиться строить «причинно - следственные» связи, учится логически мыслить.

Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. Лепка  из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Занятия  лепкой можно проводить так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. От сюда следует что лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника.

Оригами – искусство складывания из бумаги - является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Известно, что речь без чувственного опыта невозможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки – всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Есть все основания рассмотреть технику оригами как технологию речевого развития ребёнка.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества (лепка, аппликация, рисование, оригами) можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...

Консультация для родителей на тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста....

Консультация для родителей «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи....

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо...

Консультация для родителей «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики руки  ребёнка. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка р...

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Художественное творчеств как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...