"Коммуникативные танцы-игры как средство общения детей дошкольного возраста"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алейникова Наталья Васильевна

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества". В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vystuplenie_chitat.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение: «Коммуникативные танцы-игры как средство общения дошкольников».

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

                                                 В.А. Сухомлинский

  Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Не случайно в нормативных документах, отражающих ключевые направления образовательной политики государства, а также в предметных концепциях и различного уровня образовательных программах отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков учащихся, в том числе и навыков общения. Многочисленные психологические исследования показывают, что «общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных». Процесс общения чрезвычайно важен в эстетическом воспитании старших дошкольников.

  Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение через танец возможно благодаря тому, что танец является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Поэтому стало возможным в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец». Объединение двух таких сложных терминов, как танец и коммуникация, не случайно.

Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Занимаясь танцами, ребенок учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, хореографическое искусство способствует воспитанию силы воли, коммуникабельности, раскрытию творческого потенциала, помогают развить целеустремленность, организованность и трудолюбие.

  С древних времен танец является одной из очень важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. Танец – это сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические и философские аспекты. Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных методов и приемов.

  Одним из таких приемов являются коммуникативные танцы и игры.

В своей работе я использую технологию А.И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры». Если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

     

  Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, который вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.    

  Такой вид деятельности как коммуникативные танцы помогает в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, разучивание не занимает много времени и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

  Этот момент считаю очень существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает детей и наделяет смыслом сам процесс их участия в танце. В таком виде деятельности все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении наших совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.  На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов.

По мнению А.И. Бурениной коммуникативные танцы – это «танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения, легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки».

 Такие танцы и игры привлекают детей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.      

Сочетание движений со словом способствует осознанию содержания танца, а ожидание уже осознанного действия облегчает его выполнение. Они делают ребенка открытым для воздействий взрослого, для различных деловых и личностных контактов с ним.

  Таким образом такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста с ОНР"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых ...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...