"Нарушения функционирования слуховых анализаторов при различных расстройствах"
статья

Для эффективной работы с детьми с ОВЗ коррекционным педагогам необходимо понимать причины тех или иных расстройств для выбора правильных методов коррекции. В данной статье описываются нарушения работы слуховых анализаторов у детей с разными нозологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения функционирования слуховых анализаторов при различных расстройствах

Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слуховой системы. При нормальном развитии ребенок начинает дифференцировать пространственные, частотные, ритмические, фонематические признаки звуков. Сформированность указанных компонентов открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития, коммуникации и речи.

Но иногда в силу различных причин, обусловленных, как генетическими, так и патологическими факторами в онтогенезе у детей речевое развитие запаздывает или нарушается.  Понимание причин каждого нарушения может  способствовать своевременному оказанию помощи и компенсации (полной или частичной) нарушений, а также возможности детям познавать мир, развиваться и быть полноценным членом общества.

        Понимание и воспроизведение речи могут быть нарушены при аутизме, сенсорной алалии, акустической дисграфии.

Одним из серьезных нарушений является сенсорная алалия, при которой у ребёнка сохранный слух, но он не понимает речь.

Пример: мальчик, 3,5 года,  легко вступает в контакт,  не понимает обращённую речь, не откликается на имя, но любит играть на  металлофоне и слушать детские потешки, смысл которых не понимает. При попытках вызвать у него ориентировочный рефлекс (неожиданные звуки)– никакой реакции. При этом на мамин голос поворачивается, приходит на её голос из другой комнаты, и, как уверяет мама, показывает цифры и машины на картинках по просьбе.  При произношении  простых слов чужим взрослым иногда смотрит на губы.

Понимание речи у детей с сенсорной алалией значительно нарушено или практически отсутствует из-за нарушения работы речеслухового анализатора вследствие поражения височной доли доминантного полушария.  То есть, вероятнее всего, у этого мальчика недостаточно функционирует третичная слуховая зона, где находится центр Вернике, и форма спектра не опознаётся (он не различает слова). Отсутствие у мальчика ориентировочного рефлекса на новые слуховые стимулы  может говорить о поражении нижних холмиков четверохолмия. А то, что ему нравятся простые тона, простые звуки и голос мамы, слова которой он может частично понимать (они звучат в одной тональности с рождения) говорит о более-менее нормальном функционировании, как первичной, так и вторичной слуховых зон.

При сенсорной алалии преимущественно страдает, нарушается анализ звуков, не формируется связь между звуковым образом и  обозначаемым им предметом - ребёнок слышит, но не понимает.

При сенсорной алалии органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга  носят слабо выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития. (1)

У части детей с аутизмом механизмы  понимания речи  работают по-другому. Часть аутистов воспринимают сенсорные сигналы (в том числе и слуховые), как слишком сильные раздражители.  Можно предположить, что недостаточно работает параллельное торможение.  И у части таких детей развивается защитная реакция, вероятно,  по типу возвратного торможения, и  слуховые сигналы  «застревают» в какой-либо части слуховой системы и не доходят до коры, где происходит обработка речи. Либо, можно предположить, что недостаточно контрастируется сигнал в таламусе или первичной речевой зоне, и  речевые звуки идут с помехами, поэтому не опознаются.  Например, мальчик 3 года не говорит, не реагирует на какие-либо просьбы, не вступает в контакт, но при правильно построенной коррекционной  работе начинает выполнять словесные инструкции взрослого.  А те дети, у которых не вырабатывается защитная реакция (возвратное торможение), просто закрывают уши и показывают всем видом и действиями, что это им совершенно неприятно. Другой ребёнок (3,5 года) на музыкальном занятии закрывает уши, и у него появляется рвотный рефлекс от «невыносимого» шума.

Нарушения в сенсорных анализаторах у детей с РАС, как указывают исследователи связано с тем, что почти все гены, ассоциированные с аутизмом, так или иначе вовлекаются в процесс формирования синапсов, межнейронных контактов, а также в регуляцию баланса между возбуждением и торможением в нейронных сетях. Таким образом, нарушенный баланс возбуждения и торможения и неправильно сформированные нейронные связи характеризуют мозг многих детей с РАС. (3)

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии и аутизме приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У таких детей может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

При акустической дисграфии дети нечётко различают фонемы. Дошкольники в этом случае неправильно произносят слова и путают слова, схожие по звучанию. А школьники делают ошибки неорфографического характера. Например, пишут «пценец» вместо «птенец», «коклета» вместо «котлета» и др. Некоторые исследователи считают, что в этом случае «виновата»  длительность обработки звукового сигнала (волнового диапазона). Для того, чтобы произнести самый короткий звук, требуется примерно 50 мск. Волнового диапазона от 20 до 40 вполне достаточно, чтобы суметь точно проанализировать последовательность звуков в слове. Волновой диапазон у разных детей различается. У детей в норме он в пределах от 20 до 40 мск, у детей с отклонениями он составляет более 150 мск. Это значит, что такие дети не в состоянии выделить редуцированные звуки из речевого потока. С возрастом и специально организованной коррекционной работе этот показатель улучшается.(4)

Для помощи  детям с речевыми нарушениями необходимо пройти всесторонние обследования для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть   рекомендованы  ЭЭГ,  эхоэнцефалография,   МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости  необходимо проведение аудиометрии. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти и других показателей.

Работа над пониманием речи ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии, лазеротерапии, магнитотерапии,  электрофореза, ДМВ, водолеченияИРТ, электропунктуры;  транскраниальной электростимуляции. При различных нарушениях важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

В коррекционной работе ставятся задачи овладеть:

- различением неречевых и речевых звуков,

- дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,

-  пониманием фраз и речевых инструкций,

- грамматическим строем речи. (2)

Таким образом, существует множество нарушений слуховой системы, которые патологически влияет на развитие детей. Сложность заключается в том, что в каждом конкретном случае надо разбираться, что лежит в основе нарушения для правильной терапии и коррекционной работы. Но трудность ещё в том, что некоторые виды нарушений недостаточно изучены, и остаётся ещё много вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Список литературы:

  1.  «Моторная и сенсорная алалия. Сложности диагностики» М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина и др.https://cyberleninka.ru/article/n/motornaya-i-sensornaya-alaliya-slozhnosti-diagnostiki/view
  2. Алалия . https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/alalia
  3. «Нейрофизиологические механизмы слухового восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра: МЭГ-исследование»  Арутюнян В.Г.  https://www.hse.ru/neuroling/cla_asd_meg_study
  4. Карлхайнц Барт «Трудности в обучении. Раннее предупреждение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слуховой анализатор

Презентация...

Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицин­ской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в знач...

Слуховой анализатор. Анатомия, физиология, патология

Слуховой анализатор. Анатомия, физиология, патология...

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью...

«Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами».

Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами...

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...