Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".
статья по коррекционной педагогике на тему

Балдина Любовь Геннадьевна

 

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицин­ской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в значительной мере нейтрализовать воздействие социально-психологической депривации на ход психического развития, а также являются мощными факторами профилак­тики детской инвалидности.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Статья для воспитателей Дома ребёнка «Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка».
Проблема патогенных воздействий социальной среды имеет особое значение в младенческом возрасте, так как из-за незрелости мозга приводит к вы­раженным отклонениям психофизического развития. Вредные факторы, нарушающие взаимодействие ребёнка с социумом, особенно в первые дни и месяцы жизни, тормозят, деформируют процесс созревания мозга, патологически влияют на функционирование сложной системы межанализаторных связей.Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Поэтов и писателей с давних времён интересовала и трогала судьба детей покинутых, осиротевших и воспитывающихся без материнской неги. Так, сохранилась легенда об императоре Фридрихе 2, отдававшим детей нянькам со строгим приказом кормить детей грудью, купать и мыть, однако избегать каких бы то ни было разговоров, ласк и нежностей. Император предполагал, что речь, которой заговорят эти дети, если их не обу­чать нормальной речи, и явится той древнейшей, изначальной речью человечества. Его научная любознательность, однако, удовлетворена не была, ибо дети все умерли – они не могли жить, как это комментирует древний летописец, без ласковых слов и нежной радости на лицах своих нянек.
В начале прошлого столетия было отмечено, что дети, воспитываемые в учреждениях, по сравнению с детьми из семей, менее стойки в отношении не­благоприятных внешних влияний, и развиваются они с задержкой и неравно­мерно. В 30-е г.г. исследователем Боулби на основе наблюдений было выдви­нуто заключение: ребёнок в младенческом возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери на осно­вании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для них обоих представляют источник удовлетворения и радости. Ситуация, при которой ре­бёнок страдает от недостатка подобной эмоциональной связи, приводит к це­лому ряду нарушений психического здоровья.Для практики концепция социально-психологической депривации в на­стоящее время имеет бесспорное значение. Она оказала своё влияние на наши представления о воспитании детей в младенческом возрасте и воздействует на заботу о детях во всех областях, на организацию и планирование дальнейшего развития заботы о ребёнке и на каждодневную работу врача, психолога, лого­педа, дефектолога, социального работника.Много внимания этому вопросу уделила отечественный исследователь Е.А.Стребелева. Она отмечает: «Отрыв ребёнка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребёнок оторван от матери и чем длительнее воздей­ствует на него фактор этого отрыва. Изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллектуального развития и форми­рования личностных функций».
Наиболее полно понятие «социально-психологической депривации» раскрывается в следующем определении: социально-психологическая депривация- «психическое состояние, возникшее в результате определённых условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». Одним фактором при возникновении социально-психологической депривации является недостаточное поступление сти­мулов социальных, чувствительных, а также сенсорных, что происходит, когда ребёнок живёт в ситуации «социальной изоляции». Другим фактором её возникновения является прекращение уже создавшейся связи между ребёнком и его социальной средой.Экспериментальные данные убедительно доказывают, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в домах ребёнка, по своему психическому раз­витию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижены эмоциональные проявления. Для воспитанников домов ребёнка с различными проблемами в развитии ха­рактерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения. В результате первичного нарушения возникают вторичные отклонения в психи­ческом развитии. Так, при нарушении слухового восприятия страдают речевые процессы, а при нарушении двигательной сферы страдает слуховое восприятие.
В первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования слу­ховых и голосовых реакций у детей дома ребёнка с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не име­ют существенных различий. Развитие этих детей в данный возрастной период определяют не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже к 3-м месяцам у детей нарастает отставание в развитии слуховых и голосовых реакций. Одна из причин – ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально-насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в темпе развития детей из дома ребёнка и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей активно развиваются общие движения, подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи – уровень, соответствующий 6-7 месяцам жиз­ни нормально развивающихся детей. При этом темп развития большинства де­тей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей дома ребёнка к этому периоду нарастает отставание в развитии. Значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором-третьем году жизни.
Замечено, что у детей, поступивших в дом ребёнка в более раннем возрасте и не имеющих гру­бых патологий со стороны центральной нервной системы, отставание в развитии преодолевается более быстро, чем у детей, поступивших в более позднем возрасте. Длительное влияние на этих детей неблагоприятных условий (пребывание в стационаре, в социально неблагополучной семье) приводят к преобладанию у них безучастного, вялого и эмоционально отрицательного состояния. Это в свою очередь создаёт неблагоприятные предпосылки для их развития. Поэтому чем раньше у воспитанников дома ребёнка диагностируется от­ставание в развитии слухового восприятия и речи и осуществляется необхо­димое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания этих процессов к концу l-го года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в значительной мере нейтрализовать воздействие социально-психологической депривации на ход психического развития, а также являются мощными факторами профилактики детской инвалидности.
Используемая литература:1 Аксёнова и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития детей от рождения до 3 лет / / Дефектология. - 2002. - № 5.2 Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред.Е.А.Стребелевой. - №1.: Полиграф сервис, 1998. -17с., с.49.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Статья "Формирование слухового восприятия и его влияние на развитие речи детей младенческого возраста"

Самый важный опыт младенца  - это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их  берут  на руки, кормят, купают, играют с ними....

Статья Формирование словаря детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка

статья о развтии речи детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации...

Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.

В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....

Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...