Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха и обучение произношению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_portal.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия
по развитию слухового восприятия и речи
в младшей группе для детей с нарушением слуха
учителя-дефектолога Чернышевой Т.А.
ГБДОУ № 133 Выборгского района компенсирующего вида.
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить воспроизводить, различать и опознавать их звучания.
Задачи:
Образовательно-познавательные:
1.Повторить речевой материал по теме «Музыкальные игрушки».
2.Формировать представления детей о музыкальных игрушках.
3.Учить различать и опознавать звучания музыкальных игрушек при выборе из четырех при постоянно увеличивающемся от источника расстоянии.
Коррекционные:
1. Учить реагировать движением на начало и конец звучания в зависимости от источника звука.
2. Упражнять в воспроизведении речевого материала посредством фонетической ритмики.
3.Учить произносить речевой материал сопряженно, отраженно и в самостоятельной речи.
4.Продолжать учить читать глобально путем подбора табличек к картинкам и предметам.
Воспитательные:
1.Формировать интерес к совместной деятельности.
2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
3.Способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
Оборудование: музыкальные игрушки - барабан, бубен, дудка, гармонь, таблички и картинки с изображением музыкальных игрушек по количеству детей, ширма, кот-игрушка, мешок, фланелеграф с изображением музыкальных инструментов и табличек с названиями, схемы-пиктограммы с инструкциями: «Встаньте в ряд», «Встаньте в круг», «Идите», «Бегите», «Прыгайте», «Стойте», экран-веер.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Работа с табличками, картинками, музыкальными игрушками, пиктограммами-инструкциями.
Словесные:
- Фонетическая ритмика.
- Вопросы педагога и ответы детей.
- Упражнение по развитию слухового восприятия - «Что звучало?» .
Игровые:
- Динамическая игра «Слушай и делай».
- Игра «Оркестр».
- Пальчиковая игра «Музыкальные игрушки».
Практические:
- Упражнение «Подложи табличку».
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Педагог: привлекает внимание детей звучанием бубна, предъявляет пиктограмму с табличкой-инструкцией «Встаньте в ряд».
Педагог: Поздоровайтесь. Привет.
Дети: Привет.
Педагог: Будем заниматься. Слушайте и делайте вместе со мной.
2. Фонетическая ритмика.
(Педагог с детьми синхронно выполняют движения с произнесением гласных звуков и их сочетаний).
А У Э О И
А У - АУ
У А - УА
Э А - ЭА
И А - ИА
За дверью раздается мяуканье.
Педагог: Слышите, кто там? (Дети повторяют за педагогом: «Кто там?»).
Педагог: Это кот. Кто это? (Дети отвечают)
- Кот хочет познакомиться. Как тебя зовут? (Дети по очереди гладят кота, называя свои имена).
- Кот будет слушать и смотреть. Мы будем заниматься - слушать и говорить. Сядьте.
3. Пальчиковая игра.
Педагог и дети синхронно выполняют движения руками, воспроизводя речевой материал, педагог обращает внимание детей на изображения музыкальных инструментов на фланелеграфе:
- Мы на дудочке играли -ду-ду-ду, ду-ду-ду (имитация игры на дудке с проговариванием слогов).
- Громко в барабан стучали та-та-та, та-та-та.(указательным пальцем правой руки стучать по указательному пальцу левой и наоборот).
- Быстро бубном мы шумели - ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш (раскрытой ладонью правой руки производить движения по часовой стрелке, затем тоже самое воспроизводить левой рукой).
- Погремушкой мы гремели - чу-чу-чу-чу.(попеременные движения руками, сжатыми в кулаки).
- На гармони мы играли - а-а-а, а-а-а.(имитация игры на гармони).
- И красиво танцевали - ла-ла-ла, ла-ла-ла (одновременные движения двумя руками «фонарики»).
4. Слухо-зрительное восприятие звучаний музыкальных игрушек.
Педагог: Сядьте на ковер. Что это? (показывает мешок). Это мешок. Кот принес мешок.
Спросите, что там? - дети спрашивают, педагог достает из мешка барабан.
-Это барабан, слушайте, как звучит.(педагог воспроизводит звучание барабаном, предъявляет табличку).
Аналогично предъявляются детям звучания всех музыкальных игрушек - бубна, дудки, гармони.
5. Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных игрушек.
Педагог, убирая игрушки за ширму, предлагает детям послушать, звучания дудки, барабана, гармони и бубна и показать картинку с изображением игрушки, которая звучала.
- Слушайте. Что звучало? - Дети показывают картинку той игрушки, которая звучала.
6. Динамическая игра.
Педагог: Встаньте в круг. Будем играть. (показывая музыкальную игрушку и обращая внимание детей на пиктограмму-инструкцию на фланелеграфе)
Барабан звучит - идите, бубен звучит - бегите, гармонь звучит - прыгайте, звука нет - стойте.
Педагог звучит музыкальными игрушками в произвольном порядке в первый раз на слухо-зрительной основе, затем воспроизводит звучания только на слух за ширмой. Дети выполняют движения под звучания и останавливаются, когда звук прекращается.
Педагог: Молодцы, сядьте на ковер.
7. Глобальное чтение табличек.
Педагог предлагает детям взять из мешка по одной музыкальной игрушке, дети достают, педагог за экраном спрашивает:
-У кого барабан?
Ребенок приближенно воспроизводит:
-У меня барабан.
-Возьми табличку.
Дети по очереди подбирают таблички в соответствии с выбранной игрушкой.
8. Игра «Оркестр».
Педагог предлагает детям извлечь звучания музыкальных игрушек по устной инструкции, воспринятой на слух за экраном.
- У кого барабан? Играй.
- У кого бубен? Играй.
- Играйте вместе.
9. Подведение итогов, оценка деятельности.
Педагог: Кот говорит: « Молодцы! Занимались хорошо, слушали хорошо, говорили хорошо. Мяу, спасибо.»
- Скажите коту «пока». Дети прощаются с котом.
- Помогите мне убрать игрушки на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития на тему: "В гости к медведю Мише"
Цель: формировать понятия Один - Много....
Методическая разработка конспекта по математическому развитию «Зайке холодно зимой» во 2 младшей группе.
Занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, окажет помощь воспитателям в проведении образовательного процесса в соответствии с современными требованиями....
Перспективный план (примерного) распределения задач по развитию зрительного восприятия формы во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения.
Данная разработка будет полезна учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения, есть возможность примерного распределения задач по зрительному восприятию для детей 2 младшей гру...
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе для детей с нарушением слуха по теме "Игрушки"...
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...
Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".
Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших д...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»
Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...