Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
материал по теме

Романова Елена Антоновна

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребёнку. Работая с куклой, говоря за неё, ребёнок по-иному относится к своей собственной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_vospitateley_doma_rebyonka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Казённое учреждение ХМАО - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Доклад для воспитателей Дома ребёнка

«Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

 

                                                                                                                     подготовила

                                                                                                                воспитатель

                                                                                   Романова Елена Антоновна

                                                             

                                                             г Урай

2013

В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Из работ многих авторов (Рау Е.Ю., Некрасовой Ю..Б, Никольской О.С., Добровольской

Т.А, Карабановой О.А, Кузнецовой Л.В, Медведевой Е.А.  и др.) известно, что использование арттерапии существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка. Существуют разные виды арттерапии: куклотерапия,  сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др.

Из всех видов арттерапии важным педагогическим условием развития речи детей младшего дошкольного возраста является  использование куклотерапии. Она расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить.

Как раздел частной психотерапии (арттерапии), куклотерапия использует в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

 Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Куклотерапия  позволяет ребенку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), развитие речи, моторики;

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Умелое использование куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.

Ребенок воспринимает куклу как реального друга, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает.

 Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Поэтому куклотерапия широко применяется в педагогике, психологии, логопедии. Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить непосредственно образовательную деятельность, развивая  все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности.

С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат. С этой целью используются куклы – говорушки. С помошью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывают сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи, например: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми. помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат.

      Для проведения  артикуляционной  гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения нами  используется  артикуляционная кукла.

Сначала дети рассматривали куклу, смотрели на движения, которые выполняет она, затем вместе с ней с удовольствием выполняли артикуляционные   упражнения, слушая сказку про язычок.

У них появлялась мотивация вновь заниматься непосредственной образовательной деятельности, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.

Куклотерапия используется на всех видах непосредственной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально. Используется  показ воспитателя, логопеда для того, чтобы ребенок конкретно представил движение, сопровождая их речью, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения с игрушкой. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.

Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.

Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально  позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.

Список используемой литературы:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1961
  2. Мухина, В.С. Наша презентация / В.С. Мухина // Развитие личности. – Москва: 2005
  3. Миронова, С.А «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях»  Москва ТЦ Сфера, 2007 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Статья для родителей: "Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"

quot;Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего возраста"...

«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...

Семинар-практикум для родителей "Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы для родителей младших групп по развитию речи детей...

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"      ...


 

Комментарии

Колганова Светлана Борисовна

Спасибо! Очень интересный и полезный материал!