Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
консультация (подготовительная группа)

Березина Ирина Николаевна

      Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.

У детей при ряде речевых наруше­ний отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточ­ность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зави­симости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответ­ствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Важное значение для развития мел­кой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где разви­тие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты со­ветуют заниматься  пальчиковой  гимна­стикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возрас­та проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Ма­лышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диа­метра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в дру­гую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.

С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тре­нировку для пальцев дают народные игры - потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речево­го сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.

Работу по развитию движений паль­цев и кисти рук следует проводить си­стематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.

Самомассаж кисти и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.

  • «Помоем руки под струей воды»

Выполнять движения, как при мы­тье рук.

  • «Согреем руки»

Растирать кисти рук друг о друга.

  • «Гуси щиплют траву»

Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.

  • «Надеваем перчатки»

Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.

  • «Пила»

Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

  • «Каток»

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.

  • «Краб»

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.

  • «Спиральки»

Каждый палец левой руки пооче­редно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спира­левидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.

  • «Пунктиры»

Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пун­ктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

  • «Буравчик»

Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.

  • «Утюжок»

Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.

  • Самомассаж внешней стороны кисти руки

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью  другой руки выполнять поглаживающие движения от кон­чиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.

•Самомассаж кончиков пальцев

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая  на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и  большого пальцев, большого пальца и мизинца.

 

Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

      Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься  пальчиковой  гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.

С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.

Самомассаж кисти и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.

  • «Помоем руки под струей воды»

Выполнять движения, как при мытье рук.

  • «Согреем руки»

Растирать кисти рук друг о друга.

  • «Гуси щиплют траву»

Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.

  • «Надеваем перчатки»

Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.

  • «Пила»

Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

  • «Каток»

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.

  • «Краб»

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.

  • «Спиральки»

Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.

  • «Пунктиры»

Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

  • «Буравчик»

Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.

  • «Утюжок»

Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.

  • Самомассаж внешней стороны кисти руки

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью  другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.

•Самомассаж кончиков пальцев

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая  на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и  большого пальцев, большого пальца и мизинца.

Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук дошкольников."

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с ра...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93  г.Карталы»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

       Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Что нужно для того, чтобы ребёнок активно развивался? Чтобы  речь ребёнка была правильной? Какие упражнения для развития мелкой моторики можно выполнять в домашних условиях?   Ответы на эти ...

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук        Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-псих...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук"

Уровень развития речи детей находится в прямой зави­симости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответ­ствует возрасту, то и речевое развит...