Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
консультация (подготовительная группа)
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук дошкольников."
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с ра...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93 г.Карталы»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Развитие мелкой моторики у дошкольников....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"
Что нужно для того, чтобы ребёнок активно развивался? Чтобы речь ребёнка была правильной? Какие упражнения для развития мелкой моторики можно выполнять в домашних условиях? Ответы на эти ...
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-псих...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук"
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развит...