Дидактические игры по патриотическому воспитанию
картотека

Горбунова Алла Гайнитдиновна

 

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются

представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i.docx498.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РЯБИНУШКА»

C:\Users\admin\Desktop\img0.jpg

Дидактические игры

Подготовила:

Горбунова А.Г.

воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются

представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее

актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и

развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота

Родины способного выполнять гражданские обязанности.

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к

родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и

развитие основных нравственных качеств — начало гуманных чувств и

отношений, коллективизма, любви к Родине — происходит постепенно от

младшего возраста до школы. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в

патриотическом воспитании тоже. Дидактическая игра по нравственно- патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной

деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски

активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и

обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте.

Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического

воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё

патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения

ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и

детским садом.

****

В игре «Моих родителей зовут…» закрепляем знание имени и отчества

родителей, дедушек , бабушек… Для игры используем мяч, который

передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес.

Проще всего закрепить эти знания в игре «Мой адрес».

****C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

игра «Мой адрес». В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.

Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в

городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в

квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом

находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить

фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра

продолжается. Вопросы можно повторять.

****

С помощью игры «Добрые слова» воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова»

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Ребенок

рассматривает картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо

сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт

фишку.

****

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи помогает

игра «Как я дома помогаю».

В первый раз мы используем сюжетные картинки с разными видами

хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без

картинок. Ребенок по очереди называет домашние дела, в которых принимал участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотел бы в ней поучаствовать. Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи нам помогает  игра «Дружная семейка»

****

 игра «Дружная семейка». C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

В которой ребенок развивают умение

рассказывать о членах своей семьи.

В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец) 

Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона)

понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и

себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание

персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры

«Дружная семейка».

****

Дидактическая игра «Профессии» знакомит детей с профессиями людей, что помогает воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.

Ребенку предлагается весь набор карточек. Он выбирает себе представителя

профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою

профессиональную деятельность.

****

Дидактическая игра «Наш детский сад».C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

С родным городом нам помогают познакомиться такие игры как, «Найди герб », где из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города.

****

Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе, о зданиях,  построенных в ближайшем окружении детского сада,  В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.

****

 Игра «Где находится памятник?» знакомит детей с

памятниками, учит ориентироваться в родном городе.

Взрослый демонстрирует изображения памятников, просит вспомнить и

рассказать, где установлен этот памятник.

****

Игра «Птицы нашего края», помогает познакомить детей с

птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к

животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В

ходе демонстрации карточек с изображениями птиц, взрослый просит

назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

****

Игра «Животные нашего края» знакомит детей с животными родного края.

Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы

начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьмиC:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

России, национальной одеждой, народными промыслами, с русскими

народными сказками.

С помощью игр, знакомятся с символами России, основными (главными)

личностями страны.

****

Так, в игре «Флаг России», ребенок должен из 3 полосок

разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей

страны.

****

В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку- герб

России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны –

России.

В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению

основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

****

Так, в дидактической игре «Отгадай сказку» знакомим детей с русскими

народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.

Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от

других народов.

****

 В дидактической игре «Подбери наряд кукле», знакомятся с

разными национальными костюмами. Среди них они должны найти русский

народный костюм для бумажной куклы. C:\Users\admin\Desktop\герб.jpg

****

Интерес к русскому творчеству мы прививать в игре «Народные промыслы», где ребята в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.

Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским

садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством (сказки).

Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом

зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и

доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и

отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, помогающий формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине....

Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Дидактические игры по патриотическому воспитаниюВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ(учебно-развивающая игра) Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хор...

Методическая разработка к дидактической игре по патриотическому воспитанию «Знатоки родного края»

Игра поможет закрепить знания детей о памятниках слободы, в которой они живут, прививать любовь к родине, развивать память и речь....

Дидактические игры по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со вс...

Дидактические игры по патриотическому воспитанию

«Герб станицы»Цель: закрепить представления детей о гербе родной станицы; уметь выделять герб родной станицы из других знаков.Материал: шаблон – образец с изображением герба станицы; контурный шаблон ...