Педагогический совет «Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО: вопросы и ответы»
методическая разработка

Полякова Виктория Сергеевна

Цель: Знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО. Обсуждение состава рабочей группы для перехода на ФОП, определение задач перед членами группы: разработка плана-графика мероприятий и согласование его с коллегами.

                            План проведения:

 

1 Что такое ФОП ДО?

2 Цели, задачи, сроки перехода на ФОП ДО

3 Новая образовательная программа детского сада

4 Структура ФОП ДО

5 Состав и задачи рабочей группы

6 План-график по переходу на ФОП ДО

7 Ответы на вопросы педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_vnedrenie_fop.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

​​​​Педагогический совет

«Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО:

вопросы и ответы»

Дата проведения:

Цель: Знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО. Обсуждение состава рабочей группы для перехода на ФОП, определение задач перед членами группы: разработка плана-графика мероприятий и согласование его с коллегами.

                            План проведения:

1 Что такое ФОП ДО?

2 Цели, задачи, сроки перехода на ФОП ДО

3 Новая образовательная программа детского сада

4 Структура ФОП ДО

5 Состав и задачи рабочей группы

6 План-график по переходу на ФОП ДО

7 Ответы на вопросы педагогов

  1. Что рассказать воспитателям о ФОП ДО:

Воспитателям нужно рассказать о целях, задачах, структуре программы, сроках реализации в ДОО. Обсудить, кого включить в рабочую группу для перехода на ФОП, какие задачи поставить членам группы. Необходимо разработать также план-график мероприятий и согласовать его с коллегами.

Слайд 1. Цели, задачи, срок перехода на ФОП ДО

Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования (ФОП ДО). Цель ее – создать единое образовательное пространство. Детские сады всех форм собственности обязаны взять ее за основу. Программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Им должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Поэтому мы должны разработать и утвердить свою образовательную программу с учетом ФГОС ДО и федеральной программы.

Слайд 2. Новая образовательная программа детского сада

Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить в виде ссылки на Федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но мы так же, как и раньше, можем выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.

Слайд 3. Структура ФОП ДО

Федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Я раздам вам таблицу, в которой вы найдете информацию по каждому разделу. Но это общая ознакомительная информация. Более подробно о каждом разделе мы будем говорить на отдельных встречах.

Структура ФОП ДО

Раздел

Содержание

Целевой

1. Пояснительная записка: цели и задачи; принципы и подходы к формированию программы.
2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.
3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов

Содержательный

1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп.
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП.
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
7. Федеральная рабочая программа воспитания: пояснительная записка; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел

Организационный

1. Описание условий реализации программы: психолого-педагогические условия; особенности организации РППС; материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; кадровые условия.
2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
3. Федеральный календарный план воспитательной работы

Слайд 4. Состав и задачи рабочей группы

Чтобы перейти на ФОП ДО, мы создадим рабочую группу. Она должна скомплектовать команды и распределить, какую часть кто будет писать. Возглавлять рабочую группу буду я, т.е - старший воспитатель. Остальные члены рабочей группы будут ответственными за определенный раздел плана перехода на ФОП. Состав рабочей группы и положение о ее работе заведующий утвердит приказом.

Приложение 1 Образец приказа

Слайд 5. План-график по переходу на ФОП ДО

Чтобы учесть все направления работы для перехода на ФОП ДО и распределить обязанности, мы составили план-график мероприятий с февраля по август 2023 года. Он включает шесть разделов. Для каждого мероприятия указаны сроки и ответственные. Обратите внимание на документы, которые должны стать результатом реализации каждого мероприятия плана.

Приложение 2 Образец плана

Ответы на вопросы педагогов

1. ФОП или ФООП – как правильно?

В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.

2. Можно ли работать полностью по ФОП ДО?

Это спорный вопрос. Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

3. Какие УМК использовать?

УМК пока будем использовать прежние до специальных рекомендаций Мипросвещения. Но Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать и не утверждать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

4. Можно использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

Да, можно. Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

5. Нужно разрабатывать календарный план воспитательной работы или можно работать по федеральному плану?

Да, нужно. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (п. 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

6. Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп

Да, может. Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Приложение 1

     Утверждаю:

                               __________

     Приказ № _____ от «___».02.2023г.

                                                                                     

ПЛАН график по переходу на ФОП ДО

Мероприятие

Срок

Исполнитель

Результат

1. Организационно-управленческое направление

Организовать и провести педагогические и методические советы, посвященные вопросам подготовки к применению ФОП ДО

Февраль, май и август

 Рабочая группа, заведующий

Протоколы

Создать рабочую группу по внедрению ФОП ДО

Февраль

Рабочая группа, заведующий

Приказ о создании рабочей группы

Провести экспертизу ООП детского сада на соответствие требованиям ФОП ДО

Март

Рабочая группа

Отчет

Мониторинг образовательных потребностей (запросов) для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений

Март

Рабочая группа

Справка по результатам мониторинга

Составить проект ООП детского сада с учетом ФОП ДО

Апрель

Рабочая группа

Проект обновленной ООП

2. Нормативно-правовое направление

Сформировать банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих внедрение ФОП

Март

Руководитель рабочей группы

Банк данных нормативно-правовых документов

Изучить документы федерального, регионального уровня, регламентирующих введение ФОП

Март

Рабочая группа

Листы ознакомления с документами федерального, регионального уровня, регламентирующими введение ФОП

Провести экспертизу локальных актов детского сада в сфере образования на соответствие требованиям ФОП ДО

Март

Заместитель руководителя рабочей группы

Отчет и по необходимости проекты обновленных локальных актов

Внести изменения в программу развития образовательной организации

Август

Заведующий, руководитель рабочей группы

Приказ о внесении изменений в программу развития образовательной организации

Внесение изменений и дополнений в Устав образовательной организации (при необходимости)

Август

Заведующий

Устав образовательной организации

Издать приказ об утверждении новой ООП ДО в соответствии с ФОП ДО и использовании ее при осуществлении воспитательно-образовательной деятельности

Август

Руководитель рабочей группы, заведующий

Приказ

Издать приказы об утверждении актуализированных в соответствии с требования ФОП ДО локальных актов детского сада в сфере образования

По необходимости

Руководитель рабочей группы, заведующий

Приказы

3. Кадровое направление

Проанализировать укомплектованность штата для обеспечения применения ФОП ДО. Выявление кадровых дефицитов

Март – май

Заместитель руководителя рабочей группы

Аналитическая справка

Провести диагностику образовательных потребностей педагогических работников по вопросам перехода на ФОП ДО

Март

Рабочая группа

Справка, график повышения квалификации

Проанализировать профессиональные затруднения педагогических работников по вопросам перехода на ФОП ДО

Апрель – май

Члены рабочей группы

Опросные листы или отчет

Направить педагогических работников на обучение по программе повышения квалификации по вопросам применения ФОП ДО

Апрель– июнь

Руководитель рабочей группы и заведующий

Приказ, документы о повышении квалификации

4. Методическое направление

Разработать собственные и адаптировать для педколлектива методические материалы Мипросвещения по сопровождению реализации федеральной рабочей программы образования

Апрель – август

Члены рабочей группы (в рамках своей компетенции)

Методические материалы

Разработать собственные и адаптировать для педколлектива методические материалы Мипросвещения методические материалы по сопровождению реализации федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы

Апрель – август

Члены рабочей группы (в рамках своей компетенции)

Методические материалы

Разработать собственные и адаптировать для педколлектива методические материалы Мипросвещения методические материалы по сопровождению реализации программы коррекционно-развивающей работы

Апрель – август

Члены рабочей группы (в рамках своей компетенции)

Методические материалы

Обеспечить для педагогических работников консультационную помощь по вопросам применения ФОП ДО

Февраль – август

Рабочая группа

Рекомендации, методические материалы и т. п.

5. Информационное направление

Провести родительские собрания, посвященные применению ФОП ДО

Апрель, август

Члены рабочей группы, воспитатели групп

Протоколы

Разместить ФОП ДО на сайте детского сада

До 31 мая 2023г.

Ответственный за сайт

Информация на сайте

Оформить и регулярно обновлять информационный стенд по вопросам применения ФОП ДО в методическом кабинете

В течение года

Старшие воспитатели

Информационный стенд

 6. Финансовое направление

Обновление и обогащение РППС в группах

В течении года

Заведующий, педагоги

Банк данных

Приобретение новинок методической литературы

В течении года

Заведующий, педагоги

Картотека

Организация прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников ДОУ

В течении года

Заведующий

Сводные данные по педагогам

Приложение 2

ПРИКАЗ

_____.02.2023

                № _

О создании рабочей группы по приведению ООП ДО в соответствие с ФОП ДО

В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», в целях приведения основной образовательной программы в соответствие с федеральной образовательной программой дошкольного образования и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать в _______________ работу по разработке ООП на основе ФОП с целью приведения их в соответствие с ФОП ДО к 01.09.2023.

2.  Назначить ответственных за разработку программ ДО на основе ФОП старшего воспитателя


3. Утвердить и ввести в действие с 13.02.2023  Положение о рабочей группе по приведению ООП в соответствие с ФОП ДО (приложение 1).

4. Утвердить состав рабочей группы по приведению в соответствие с ФОП ДО:

Руководитель рабочей группы: старший воспитатель

Члены рабочей группы:

Рабочей группе:

- Разработать План-график по переходу на ФОП ДО ( в срок до 15.02.2023 г)

- Обеспечить введение в _____________» ФОП (утвержденной Приказом от 25.11.2022 г. № 1028) с 01.09.2023 г., в соответствии с Положением о рабочей группе.

- Провести мероприятия в соответствии с планом-графиком мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО.

- Отслеживать разъяснения государственных органов о введении ФОП (утвержденной Приказом от 25.11.2022 г. № 1028)  и ФАОП ДО (утвержденной Приказом от 24.11.2022 г. № 1022)

6. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

 Заведующего                                

С приказом ознакомлены:                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ

План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников»....

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год...

Методический совет «Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО: вопросы и ответы»

Методический совет«Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО: вопросы и ответы»...