Традиции Русского чаепития.
проект (подготовительная группа)

Мы каждый день пьем чай- прекрасный полезный напиток, который снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. Многие праздники, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_russkogo_chaepitiya.docx619.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ерзовский детский сад «Ромашка»

Традиции

 Русского чаепития.

Воспитатель:

Неупокоева Мария Александровна

Р. п. Ерзовка 2022 г

Актуальность

Мы каждый день пьем чай- прекрасный полезный напиток, который снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. Многие праздники, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях.

В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции присущие нашей стране - это частичка именно русского народа, а не какого-нибудь другого? Как доказать, что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши обычаи? В связи с этим возникла идея разработать и реализовать проект «Традиции русского чаепития». Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.

Сроки проведения: с 1 сентября по 1 декабря 2022/23 уч. год.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Возраст детей: 6 - лет.

Цель проекта:

Цель. Создать благоприятные условий для формирования у детей познавательного интереса к традициям русского чаепития.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления традицией чаепития на Руси.
  • Дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай.        
  • Воспитывать уважение к народной культуре и традициям страны.
  • Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Предполагаемые результаты:

Личностные для детей:

  • У детей будут сформированы знания о культуре и традициях чаепития родной страны;
  • Сформируются необходимые знания о происхождения и приготовления чая;
  • Научатся уважать и любить культуру своей страны;
  • Расширятся знания о способах заваривания чая;
  • Возрастет желание изучать историю, культуру и быт русского народа;
  • Научатся сервировке стола к чаепитию;
  • Научатся понимать значимость семейных традиций.

Методические для педагогов:

  • Создание базы методических разработок занятий, бесед и дидактических игр;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
  • Развитие творческой инициативы педагогов;
  • Повышение уровня профессиональной и личностной самореализации.

Организационно – методические для учреждения:

  • Представленный проект может быть использован в широкой практике педагогов ДОУ.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

Сроки реали-зации

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Постановка цели, определение формы работы.
2. Мониторинг


3. Подбор методической литературы наглядно – дидактического, литературного, иллюстративного материала.

4. Разработка конспектов занятий, бесед.

5. Создание презентации: «Традиции русского чаепития»

6. Анкета для родителей «Семейное чаепитие».

7. Подготовка и оформление выставки «Такой разный чай»

Выявить уровень знаний и умений детей  по задачам, поставленным  в рамках реализации проекта для планирования работы, отслеживания динамики и прогнозирования результатов.
Создать условия для реализации проекта.
Пополнение предметно-развивающей среды.





Дети, воспитатели.

Воспитатели.

Воспитатели

Воспитатели




№ 1.

№ 2.

Итоговое мероприятие I этапа.

8.Совместная выставка работ детей и родителей «В чае мы души нечаем!»

Обогатить детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.


Дети, родители.


№ 3.

2 этап – основной.

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Сроки

реализа-ции

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь






1.Беседы на тему:

а) «История появления чая на Руси»;

б) «Какой бывает чай?»;

в) «Правила поведения во время чаепития».

2. Рассматривание картин,

а) Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»;

б) И.И. Машков «Натюрморт с самоваром».

б) Рассматривание иллюстраций «Самовары».

3. НОД:

а) «Традиции чаепития на Руси».

б) «Расписная посуда» (гжель, хохлома)

4. НОД по лепке

а) «Посуда для кукол»

б) ««Баранки, да пряники…»

5. НОД Аппликация

а) «Моя любимая кружка» (поддувалочка)

б) «Чайная пара» (обрывная аппликация)

6. НОД по рисованию

 а) «В мире чайников»

б) «Самовар".

7. Чтение художественной литературы.

а) Разучивание пословиц, частушек о чае;

б)К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»,

в) «Сказки о чае и целебных травах»,

г) Ю.Щербаков «Веселый чай»,

д) Г.Цыферов «Как лягушки пили чай»

8. Экспериментирование:

а) «Угадай по вкусу».

б) «Как влияет чай на рост растений»,

в) «Какого цвета чай?»

(исследовательская деятельность)

9. Просмотр мультфильмов

«Иван Иванович Самовар», «Тигренок в чайнике», «Пых, пых, Самовар»

10. Пальчиковая гимнастика

«Мы выращиваем чай»,

Физминутка

«Крутобокий самовар», «Самовар кипит, пыхтит…»

11. Игровая деятельность:

а) Подвижные игры:

«Чай, чай, выручай!»,

б) Д/И

«Такие разные самовары»;

 «Угадай на вкус, что добавлено в чай», «Собери самовар из частей», «Сервировка стола к чаепитию».

в) С\Ригры

«Кафе», «Магазин»; «Угости гостя чаем».

г) Словесные игры:

- «Назови ласково», «Что положили в чай?», «Чайные рифмы»

«Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем стол».

12.Оформление папки-передвижки дляродителей ««Где и как растёт чай»

13. Консультация«Роль семьи в сохранении народных традиций и обычаев»

Познакомить детей с историей появления традицией чаепития на Руси.

Познакомить детей с творчеством художников Б.М. Кустодиева; И.И.Машкова

- закреплять знания о портрете, натюрморте как о жанрах живописи.

Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.

Показать, что чаепитие – это беседа в кругу друзей, семьи, способствующая спокойному и интересному общению.

Совершенствовать навыки

пластилинографии, изобразительные навыки.

Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Обобщать и систематизировать знания о самоваре, как о главном атрибуте чаепития на Руси.

Воспитывать интерес

к литературному

наследию русского народа.

Совершенствовать навыки

экспериментирования.

Развивать навыки

безопасности.

Развивать познавательные способности, любознательность детей.

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.

Формировать умение переносить ранее полученные знания в игру;

- закреплять знания обобщающего понятия (посуда);

- формировать умение классифицировать предметы (посуда кухонная, столовая, чайная);

- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о традиции чаепития на Руси, ярко выраженных свойствах и качествах атрибутики и символики (чай, чаепитие, самовар, заварочный чайник, скатерть, посуда, чайная грелка, чайный сервиз и т.д.)

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели


Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.


Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели

Воспитатели, родители.

№ 4.



№ 5.








№ 6.




3 этап – заключительный

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Обобщение материалов проекта.

Срок

реализации

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Мониторинг (анализ результативности)

Выявить качество знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта.

Обогатить предметно-развивающую среду группы новым игровым материалом.


Дети, воспитатели.

Дети,
воспитатели.

Итогпроекта.

1. Фотовыставка

«Чайная церемония семьи»

2. Вечер загадок: «Чай приятен, вкусен, креп, ароматен»

Закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта. Доставить детям, и гостям эмоциональное наслаждение, удовлетворение от реализации проекта.  

Дети, воспитатели,  гости.


№ 7.

Итоговая таблица по результатам проведенного мониторинга:

(анализ результативности)

Уровень

Представления детейо чае и чайных традициях

на Руси.

Способы заваривания чая.

Правила поведения во время чаепития.

.

Сентябрь 2022 г.

Ноябрь
2022 г.

Сентябрь 2022г.

Ноябрь
2022 г.

Сентябрь 2022 г.

Ноябрь
2022 г.

Высокий

11%

62%

10%

73%

19%

77%

Средний

39%

38%

49%

27%

46%

23%

Средне-низкий

50%

0%

41%

0%

35%

0%

Исходя из комплексного мониторинга видно, что проектная деятельность дала положительные результаты по поставленным задачам. Все данные представлены в таблице в процентном соотношении. Дети многое узнали и многому научились. Родители воспитанников, педагоги ДОУ, следившие за ходом реализации проекта оставили свои отзывы.

Методическое сопровождение проекта.

Методы и приемы:

  • Беседы о истории появления чая на Руси, о разновидностях чая и правилах поведения во время чаепития.
  • Рассматривание   картин Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»; И. И. Машков «Натюрморт с самоваром»; рассматривание иллюстраций «Самовары».
  • Рисование, лепка посуды для чаепития;
  • Познавательные рассказы воспитателя;
  • Опыты, экспериментирование;
  • Просмотр слайдов;
  • Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
  • Чтение и заучивание частушек, пословиц о чае.

Формы организации:

Для детей:

  • Познавательная;
  • Продуктивная деятельность;
  • Совместные игры и развлечения;

Для родителей:

  • Стендовая информация;
  • Консультации;
  • Оформление выставки.

Ресурсное обеспечение проекта:


Информационное обеспечение:

  1. Савельевских А.В. «Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005.
  2. Иофина И О. «Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления», 2005.
  3.  Похлебкин. «Все о чае», 1989.
  4. Н.Н. Леонова «Чаепитие». Знакомство дошкольников с русскими народными традициями. Изд. ООО «Детство_Пресс», 2016
  5. Н.А. Модель. «Химия на кухне». Исследовательская деятельность детей. Изд. «ТЦ Сфера», 2017
  6. З.А, Ефанова. «Познание предметного мира». Изд. «Учитель»
  7. https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-prazdnik-chay-zdorovyu
  8. http://kindergenii.ru/prazdniki/mi-za-chaem-neskuchaem.htm

Материально – техническое обеспечение:

Методический инструментарий. Наглядный материал: настоящий чайный сервиз, самовар, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки (Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»; И.И. Машков «Натюрморт с самоваром»); ноутбук, фотоаппарат, DVD –проигрыватель, подборка видео материалов.

Практическая значимость проекта:

Проект «Традиции русского чаепития» был реализован удачно. Все участники проекта многое узнали о чае, как о прекрасном полезном напитке, который снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Дети и родители подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай. Они почувствовали атмосферу доброго общения во время семейного чаепития. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя.

В нашем проекте мы отразили старорусские традиции чаепития. С течением времени некоторые правила приёма чая изменились, но то, что остается неизменным – это аромат душистого чая, теплота и уют семейного очага. Все участники проекта: дети, родители, воспитатели получили огромное удовольствие от совместной деятельности и реализации проекта. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр.

Результат проекта:

  • Дети ознакомлены с историей возникновения чая и традициями его употребления.
  • У детей расширились знания о разнообразии чайных напитков и влиянии их на здоровье.
  • У детей сформированы умения сервировать чайный стол и соблюдать культуру поведения за столом.
  • Благодаря проекту родители стали активными участниками образовательного процесса.
  • Пополнили в группе развивающую среду.
  • Дети приобрели опыт исследовательской деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию со знакомыми материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
  • Созданы накопительные папки про самовар, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов игровой деятельности.

Выводы и рекомендации для образовательной практики:

Проект «Традиции русского чаепития» был актуален и успешен. На протяжении трех столетий на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и угощения к чаю, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры и знакомя традициям родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет уважать культурные ценности своего народа и станет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.Конечно, нам не хочется останавливаться на достигнутом, мы будем и дальше стремиться использовать новые не менее интересные формы работы, чтобы развивать наших детей и развиваться самим.

Перспективы развития и дальнейшего применения проекта.

•        Использовать выполненную детьми продуктивную деятельность в создании эстетической среды.

•        Продолжать знакомство с другими народными традициями в России.

Разработка данного проекта может быть использована воспитателями детских садов и другими образовательными учреждениями района с целью основ духовно-нравственного и художественно - эстетического воспитания детей, а также окажется полезной детям с ОВЗ для положительной динамики в развитии психических процессов. Реализация данного проекта  рекомендована в общей практике образовательных учреждений.

Некоторые материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общение"(семейное чаепитие)

Нетрадиционное родительское собрание...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе « Чаепитие»

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ЧАЙНОЙ ПОСУДОЙ, БЕЗОПАСНЫМ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТА БЫТА....

Чаепитие. Праздник, посвященный Дню матери

Праздник проводится совместно с мамами, где родители принимают активное участие в играх и конкурсах....

Конспект НОД ( игра) Магазин и чаепитие

Конспект НОД для детей с нарушением интеллекта...

Комплексное занятие "Традиции чаепития"

Задачи: -углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития; -развивать внимание и память, логическое мышление и воображение; -формировать навыки исс...

Презентация "Азиатское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

На Востоке чаепитие носит ритуальный характер....