Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»
статья (младшая группа)

Аверьянова Юлия Олеговна

Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего  дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»

 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что– то  новое,  – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

  • Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
  • Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Актуальность:

  • Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить  их  с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических  представлений.
  • Овладев логическими операциями,  ребенок  станет  более внимательным, научится ясно и четко  мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
  • Развитое логическое мышление - это  не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.  
  •  В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль  отводится  нестандартным дидактическим средствам, среди которых   выделяются   «Логические  блоки  Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера.

 Решение этой проблемы возможно путем поиска новых методов и форм организации процесса воспитания дошкольников в игре.

Поэтому обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

 Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша.

 Материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т.к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки, логическое мышление.  И мы педагоги ДОО сами тоже заинтересовались этими инновационными технологиями, сделали для себя вывод, что этот дидактический материал необходимо включать в совместную деятельность с детьми.

Золтаном  Дьенешем - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки».  

Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного  развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).  

Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа  с Блоками Дьенеша,  строиться  по принципу -   от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
  • цветом - красные, желтые, синие
  • размером - большие и маленькие
  •  толщиной - толстые и тонкие.


Цель:  Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников

Задачи:

- Развивать мыслительные умения:сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование  и декодирование информации (расшифровывать)

- Ознакомление детей  с геометрическими фигурами, формой  и размером

-  Развивать пространственные представления.

-  Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

-  Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

-  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

 

 

Формы работы с блоками:

  • Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;
  • В  подвижных играх: (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  •  В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме;  “Поезд” - билеты, места;

Методы и приемы работы с блоками:

  • Инструкции
  • Пояснения, разъяснения, указания
  • Вопросы
  • Словесные отчеты детей о выполнении задания
  • Контроль, оценка

Условия работы

  • Поощрять все усилия  детей  и  стремление узнать новое
  • Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
  • Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Играя с блоками Дьенеша  дети учатся:

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2.  Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать  словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать  в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют  моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Работа по карточкам:

На карточках условно обозначены свойства блоков:

  • -цвет - пятно
  • -форма – геометрическая фигура
  • -размер – силуэтом домика (большой, маленький)
  • -толщина - контурами фигур (круглый,  квадратный, прямоугольный, треугольный)
  • Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
  •  В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод:  Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик -  к словесно - логическому мышлению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_pedagogov_po_razvitii_logiko.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность педагогов по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего  дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что– то  новое,  – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

  • Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
  • Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Актуальность:

  • Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить  их  с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических  представлений.
  • Овладев логическими операциями,  ребенок  станет  более внимательным, научится ясно и четко  мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
  • Развитое логическое мышление - это  не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.  
  •  В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль  отводится  нестандартным дидактическим средствам, среди которых   выделяются   «Логические  блоки  Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера.

 Решение этой проблемы возможно путем поиска новых методов и форм организации процесса воспитания дошкольников в игре.

Поэтому обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

 Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша.

 Материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т.к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки, логическое мышление.  И мы педагоги ДОО сами тоже заинтересовались этими инновационными технологиями, сделали для себя вывод, что этот дидактический материал необходимо включать в совместную деятельность с детьми.

Золтаном  Дьенешем - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки».  

Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного  развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).  

Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа  с Блоками Дьенеша,  строиться  по принципу -   от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
  • цветом - красные, желтые, синие
  • размером - большие и маленькие
  •  толщиной - толстые и тонкие.


Цель:  Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников

Задачи:

- Развивать мыслительные умения:сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование  и декодирование информации (расшифровывать)

- Ознакомление детей  с геометрическими фигурами, формой  и размером

-  Развивать пространственные представления.

-  Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

-  Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

-  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Формы работы с блоками:

  • Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;
  • В  подвижных играх: (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  •  В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме;  “Поезд” - билеты, места;

Методы и приемы работы с блоками:

  • Инструкции
  • Пояснения, разъяснения, указания
  • Вопросы
  • Словесные отчеты детей о выполнении задания
  • Контроль, оценка

Условия работы

  • Поощрять все усилия  детей  и  стремление узнать новое
  • Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
  • Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Играя с блоками Дьенеша  дети учатся:

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2.  Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать  словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать  в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют  моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Работа по карточкам:

На карточках условно обозначены свойства блоков:

  • -цвет - пятно
  • -форма – геометрическая фигура
  • -размер – силуэтом домика (большой, маленький)
  • -толщина - контурами фигур (круглый,  квадратный, прямоугольный, треугольный)
  • Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
  •  В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод:  Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик -  к словесно - логическому мышлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

В работе представлены актуальность, становление опыта, теоретическая база. Что такое блоки и зачем они нужны. Представлены различные игры и задания с блоками. Организация учебного процесса. Различные ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Методы и приёмы работы  с  детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...