Мастер-класс «Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста»
материал

Обучение педагогов использованию педагогической технологии по развитию ритмических способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ritm.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие ритмических  способностей детей дошкольного возраста»                                                        

 

Составила:  Новоженина Ирина Викторовна,  музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад   № 62»

Дата проведения: 01.12.2023г

Место проведения: МДОУ № 62

Целевая аудитория:  воспитатели, педагоги ДОУ

Форма организации: презентация, сообщение, игры.

Условия: В ходе мастер-класса участники привлекаются к активному выполнению творческих заданий.

 Цель: Обучение педагогов использованию педагогической технологии по развитию ритмических способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 1. «Название мастер - класса»

Организационный этап (введение в тему)

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы по развитию ритмических способностей детей дошкольного возраста.  

Тема мастер-класса: «Развитие  ритмических  способностей  детей дошкольного возраста»                                                       

  

СЛАЙД 2  «Цель, задачи, формы работы»

Цель мастер класса:

Обучение педагогов играм по развитию  ритма.
Задачи:

-познакомить  с  разными  методами,  приемами;
-привлечь участников к активному выполнению творческих заданий;
-воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками.

 Формы  работы: групповая, фронтальная.

СЛАЙД  3  «ЦИТАТА»

 Хочется начать свое выступление со слов  известного швейцарского композитора  и педагога Жака-Далькроза

 «Жизнь -есть музыка с её живым и творящим ритмом»  

  СЛАЙД 4 «Проблема»

Если чувство ритма у ребенка несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной речи), она невыразительна и слабоинтонирована. Ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка. В связи с большим значением развития слуховых способностей положительную роль играют методики по становлению ритма. Сегодня хочу представить опыт работы  по развитию и формированию ритмических способностей детей по программе «Ладушки»  И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.

В младших группах у детей пока ещё нет такого понятия, как длинные и короткие звуки. Поэтому, прохлопывая названия ( игрушек, картинок) мы разделяем их на слоги. В средних группах, вводится понятие длинного и короткого звука. Длинный звук изображаем в виде большой картинки (солнышко, кружок и т.д.), а короткий –в виде маленькой. Дальше все идет с усложнением, картинки остаются, но длинный звук у нас звучит как «Та», мы его протягиваем, когда произносим или пропеваем. А короткий звук произносим, как «ти»,  пропеваем или проговариваем его коротко, быстро. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с длительностями. (показ картинки)

А сейчас  приглашаю  желающих педагогов одеть нотки и  занять места за столами с соответствующими нотками.

Слайд 5

Игра 1 «Песенка про игрушку»

На занятии у младших дошкольников в гостях бывают игрушки, мы с ними здороваемся и четко произносим название (это мы называем песенкой), затем произносим его ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Давайте попробуем.

Красная нотка – МИШ-КА

Синяя нотка –  игрушка КОШ-КА

Зеленая нотка – ЛО-ШАД-КА

Задание 1: команды поочередно произносят название предложенной игрушки, одновременно прохлопывая его  в ладоши.

Задание 2:

Каждая команда придумывает имя своей игрушке, произносит название игрушки вместе с именем.

Красная нотка- отхлопает ритм по коленям;

Синяя нотка – отхлопает ритм ладошками;

Зеленая нотка- протопает ногами.

Слайд 6

Игра с картинками «Наши гости»

Задание : Сейчас я буду придумывать  рассказ, при появлении картинки на доске вы прохлопывает и пропеваете её название.

( по мере рассказа картинки по-очереди располагаются на доске)

Жил был  Ё-ЖИК.

К нему в гости пришла Бе-лоч-ка

Стало их двое, и было очень весело Ё-жи-ку, Бе-лоч-ке.

Потом они пошли гулять и встретили По-Ро-сен-ка.

А когда они спустились к речке, их напугал страшный Кро-ко-дил.

Задание  

Участникам Команды раздаются картинки  с изображениями (ёжик, Белка, Поросенок, крокодил). Каждый участник подбирает к своей картинке карточку с ритмом, соответствующему данной картинке. Проиграть  и проговорить получившиеся ритмические формулы на бубне.

Слайд 7   Ритмы под музыку ( методика Ирины  

Цель игры: развивать чувство ритма, внимание, память, быстроту реакции.

 Задание: участники располагаются на стульчиках по кругу, повторяют за музыкальным руководителем ритмичные хлопки с разным варьированием под музыку.

Слайд 8 Игры с палочками

Цель: развивать внимание,  память, координацию движений, моторику рук, двигательную память

Задание: участники садятся по кругу на полу, каждому участнику выдается по 2 ритмические палочки. Игра проводится по принципу «Эхо». Музыкальный руководитель произносит по одной фразе,  отстукивая ритм палочками, используя разные приемы. Участники  повторяют ритм фразы и действие музыкального руководителя.

Что за грохот –два раза стукнуть палочками по полу

Что за стук?- стучать палочкой о палочку в ритме 

Сел комар в лесу на сук -стучать палочками друг о друга то нижним, то верхним концом.

Треснул сук под комаром- стучать палочками по полу одновременно с переворотами

Вот откуда стук да гром!- стучать палочками, раздвигая их в сторону.

        

Слайд 9  Длинный и короткий звук

Слог ТА-долгий звук,

Слог  ти –короткий звук.

Задание:   проговорить, прохлопать и протопать предложенные ритмические формулы на картинках.

(для каждой подгруппы своя картинка)

Вывод: при работе с такими картинками у детей развивается память, внимание, сообразительность.

Слайд 10 Игра «Оркестр» ( с использованием ИКТ)

Задание: исполнить ритмические формулы на музыкальных инструментах        

Слайд 11 Игра «ритм в стихах»

Задание: проговорить стих

Красные нотки (барабаны)  - сильная доля, синие нотки (бубны)- метр, зеленые нотки (ложки)- ритм   на музыкальных инструментах

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар,

Аты-баты,что купили?

Аты-баты, самовар

 СЛАЙДЫ 12

Рефлексия.

А сейчас, уважаемые коллеги, мне хочется провести анализ мастер-класса  при помощи метода «Фруктовая корзина». Положительные аспекты каждого из методов мы представим в виде сладких яблок, а отрицательные – в виде кислых лимонов. И посмотрим, какие фрукты будут преобладать в нашей фруктовой корзине.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...

мастер -класс по ЗОЖ у детей дошкольного возраста (для родителей)

Активизация участия родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни...

Сценарий мастер-класса «Рождественский ангелочек» (для детей дошкольного возраста и их родителей)

Цель: изготовить совместными усилиями детей и родителей кукол ангелов своими руками для украшения музыкального зала к досуговому мероприятию «Рождественские встречи».Задачи: - освоить техн...

Мастер – класс «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

Примерное планирование мастер-класса для воспитателей...

Мастер – класс «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития нравственности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- ...

Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".

Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....