Сообщение на педагогическом совете Тема: «Эффективные методы экологического воспитания старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Эффективные методы экологического воспитания старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kichigina_o.m._pedsovet.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №9 имени дважды Героя Советского Союза С.Г. Горшкова» (дошкольное отделение «Теремок»)

Сообщение на педагогическом совете

Тема: «Эффективные методы

экологического воспитания старших дошкольников»

Выполнила: воспитатель

Кичигина Ольга Михайловна

Городской округ Коломна, 2023г.

Природа окружает ребенка с самого рождения, и сила природы, ее воздействие на формирование личности дошкольника хорошо известна.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать. Формируется чувство прекрасного. У детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Формирование элементарных экологических представлений детей 5–6 лет осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Воспитатель использует в работе с детьми различные методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые.

В доступной форме мы рассказываем и демонстрируем, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой изменения, происходит «цепная реакция». Учитывая региональные особенности, знакомим детей с природным окружением и наследием народа, проживающего на территории нашей климатической зоны. Продолжаем формировать у детей элементарные представления о человеке как биологическом существе. Расширяем знания о растительном мире, о диких животных, о домашних животных и особенностях их содержания; формируем потребность заботиться о живых существах. Воспитываем у детей осознанно-бережное отношение к природе – живой и неживой. Учим детей основам элементарной экологической безопасности.

В процессе решения задач экологической направленности даем детям знания о естественной природе; о преобразованной человеком природе; о взаимоотношениях людей с природой и между собой. Формируем у детей эмоционально-оценочное отношение к природным явлениям, поступкам людей, произведениям искусства и результатам человеческого труда; учим наблюдать за явлениями природы и делать умозаключения.

В процессе экологического воспитания показываем детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; учим их укреплять свое здоровье; подводим их к пониманию того, что для жизни и деятельности человеку необходимо создавать вокруг себя благоприятную обстановку, но при этом не вредить природе.

Практические умения и навыки формируем в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социально-природной среды.

Продолжаем формировать эстетическое отношение детей к миру природы – флоре и фауне. Поощряем стремления делиться впечатлениями о природе, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т. д.). Учим анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте.

По отношению к детям старшей группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Появляется способность к логическому мышлению.

Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. С.Н. Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем — при последовательной работе — понимать связи комплекса признаков. В работах И.А. Хайдуровой и З.П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей.

Таким образом, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения, умение прогнозировать последствия своих поступков.

Методы экологического образования

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы позволяют сформировать у детей них яркие, конкретные представления о природе и поведении в ней.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, заучивание стихотворений. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Наглядные методы обучения

целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.

Наблюдение может проводится как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы, презентации, видеоролики.

Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине или посмотреть кинофильм о данном животном.

Практические методы обучения

Моделирование

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Ознакомление детей с природой в играх

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игрыигры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.

Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставить явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.

Использование художественной природоведческой литературы

Чтение художественного произведения детям помогает воспитателю обогащать их знания, учить глубже всматриваться окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Нина Михайловна Павлова – ученый-растениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». Виталий Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.). В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.

Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей.

Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Проектный метод

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

Особенностью проектных мероприятий является то, что они носят интегрированный характер, решают комплекс образовательных задач, вовлекая детей в деятельность, относящуюся к разным образовательным областям. Другая особенность состоит в том, что реализация проектов, как правило, занимает длительное время и завершается созданием «продукта» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Особенностью и современной необходимостью образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО является деятельностный подход, когда ребёнок является не наблюдателем, а активным участником.

Рассмотрим эффективные методы экологического образования на основе ознакомления и действий детей с комнатными и уличными растениями в зимний период.

Программные задачи:

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями.

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

В процессе экологического воспитания мы совершенствуем трудовые умения и навыки детей. Основной формой труда являются поручения. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь – настоящим (но соответствующим возрасту ребенка). Закрепляем привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе. Формируем у детей желание трудиться на общую пользу. В процессе трудовой деятельности развиваем дружеские взаимоотношения, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Особое внимание уделяем умению детей трудиться в коллективе сверстников, договариваться и оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.

Уход за комнатными растениями один из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: обобщить знаний детей о приемах и последовательности ухода за комнатными растениями

Задачи:

1. Закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления, поливе, мытье листьев.

2. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям.

3. Продолжать воспитывать интерес у детей к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Они оздоравливают микроклимат помещения: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по-разному, в зависимости от времени года. В старшей группе дети должны самостоятельно ухаживать за растениями: уметь опрыскивать, мыть листья растений, рыхлить землю, обрезать сухие листья; знать последовательность выполнения работы и значение каждого приёма.

Учим детей пересаживать семена из грунта в цветочные горшки, ухаживать за комнатными растениями. Осуществляем посев овощных семян для выращивания рассады – помидоры и огурцы, черенкование комнатных растений.

Учим детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света; растение слабое, растет медленно – не хватает питательных веществ).

Перед посадкой овощных и культурных растений учим детей выделять их характерные признаки. Вместе с ребятами готовим семена к посадке; затем наблюдаем за всходами рассады. Учим их пересаживать рассаду в грунт; формируем желание заниматься этим видом деятельности.

На участке детского сада дети вместе с воспитателем подсыпают снег к основанию стволов деревьев, кустарников для укрепления корней. В течение всей зимы периодически измеряем палочкой снежный покров под деревьями; напоминаем детям о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Раскапываем снег и смотрим под снегом зеленую травку. Подводим детей к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. Рассказываем, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто на это время прекращают свой рост. Дети знают, что в зимний период ветви особенно хрупкие, повреждаются под тяжестью снега, поэтому прикасаться к ним нужно бережно.

При развешивании кормушек приделываем их способами, не повреждающими ветви.

Литература:

  1. С.Н. Николаева. «Юный эколог». Программа Экологического воспитания в детском саду. Москва. Мозаика –синтез.2010г.
  2. С.Н. Николаева. «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозаика –синтез.2010г.
  3. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» — Москва: «Карапуз-дидактика», 2005.
  4. И.А. Комарова, С.Н. Николаева «Игра в экологическом воспитании дошкольников». Ми.: Полымя, 1998

  1. С.Н. Николаева, И.А.Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-Москва: «Гном и Д», 2005.
  2. Н.А. Рыжова «Экологические сказки». Для работы с детьми предшкольного возраста. Москва: Чистые пруды, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.

В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Доклад "Формы и методы экологического воспитания старших дошкольников"

Доклад из опыта работы. Являюсь руководителем кружка туристко-краеведческой направленности "Чудеса природы".С данным докладом выступила в 2017г на 18 научно-практической городской конференци...

Представление педагогического опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам пр...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

В статье описаны формы и методы работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....