Представление педагогического опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Татьяна Аркадьевна Кашуба
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty_po_ekologii.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по экологическому воспитанию в старшей группе.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

 Задача воспитателя – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура – это знания, практические навыки, интерес и желание оказать, помощь природе, умение любоваться ее красотой.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, поэтому мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

 

      Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в нашей группе создаются такие условия, где бы дети могли в условиях свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребности в общении с естественной природой. Это предметно – развивающая среда, используемая для экологического воспитания дошкольников. Например, уголок природы, экологическая тропа, мини – огороды в групповом помещении и сад – огород на участке.

     На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной, и интересной как для меня, так и для дошколят.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

 

      В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

 

     Также в своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов с воспитанниками группы.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

А теперь хочу предоставить вашему вниманию экологическую сказку «Спор».

Поспорили как- то раз вода и воздух о том, кто из них важнее.

Вода говорит: «Без меня на Земле нельзя».

А воздух говорит, что без него. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого – нибудь другого.

Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее – воздух или вода?». Растения ответили: «Без воды не прожить. Нам вода нужна для роста и питания».

Обрадовалась вода: «Я самая важная!».

«Но и без воздуха не прожить, - добавили растения. Он нужен, для того, чтобы дышать». Обрадовался воздух: «Я самый важный!».

Переглянулись они и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор и удивилось:

«А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Если меня не будет, станет на земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое».

И решили они больше не ссориться друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для нее важно: и вода, и воздух, и солнце.

Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, речку, луга, и от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверушки, петь веселые песни птицы.

Добро пожаловать к нам

в радостный

И светлый дом, мы просим

соблюдать порядок в нем.

Не мять траву, не рвать цветы,

не нарушать природной красоты.

Живите в нем, гуляйте в нем,

и будет добрым этот дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Проект направлен на формирование начал экологической культуры старших дошкольников во взаимодействии с семьёй....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»...

Педагогические особенности повышения эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

Детский сад — первая ступень в системе экологического образования, где закладываются основы осознанного взаимодействия с окружающей средой. Экологическое воспитание должно быть органично в...