Тренинговые упражнения для повышения эмоциональной мотивации педагога
презентация

Черенева Ирина Михайловна

Успех в трудовой деятельности педагога напрямую зависит от его внутреннего эмоционального состояния. Если педагог находится всегда в напряжении, то это сказывается на его здоровье, отражается во всех сферах жизни. Поэтому предлагаю осознанно поднимать себе настроение через простые и доступные треннинги. Наше настроение в наших руках. От этого зависит уверенность в завтрашнем дне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ya_zaryazhayus_energiey_i_delyus_s_drugimi.pptx76.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как я заряжаюсь энергией и делюсь с другими « Профилактика эмоционального выгорания педагога »

Слайд 2

Что же такое «синдром эмоционального выгорания»? Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.

Слайд 3

Упражнение «Социальные роли» ( Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка) Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте. Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.

Слайд 4

Упражнение «Фантом» Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека) Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх. Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.

Слайд 5

нейрографика Представьте свой страх и нарисуйте его простым карандашом, не надавливая на карандаш. Вокруг рисуем множество кружков – новые эмоции. Закрасим поле вокруг кружков синим цветом так, чтобы от нашего фантома ничего не осталось. Теперь закрасьте круги цветными карандашами. Как бы наполняем их положительными эмоциями. Посмотрите на свой рисунок и создайте ассоциацию. Послушайте себя. Как изменилось ваше настроение?

Слайд 6

Упражнение «Комплимент» Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника. Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы « Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты…! Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например: - Наташа, ты такой отзывчивый человек! - Да, это так! А еще, я добрая! -А у тебя Оля, такие красивые глаза! Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему. Анализ упражнения: 1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения? 2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Слайд 7

Упражнение "Продолжи фразу". Упражнение помогает воспитателям понять и оценить, сколько у них есть внутренних личных и профессиональных ресурсов. Понять важность работы и пользу, которую она приносит. Суть упражнения в следующем: специалист называет фразу, а воспитатели должны ее продолжить. Например: - Я горжусь своей работой, потому что: - Не хочу хвастаться, но в своей работе я:

Слайд 8

Упражнение «Ловец блага» Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее. Инструкция: Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода. Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации. 1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай? 2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск? 3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу? 4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода? Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем ведущий подводит итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому – больше пяти, кому – три; кто не нашел ни одной положительной стороны. Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями. ние «

Слайд 9

Упражнение "Подарки" Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Заранее готовится игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек, каждому игроку желательно дать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого все билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению обладает данным качеством. Получивший "подарок" про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т. д., упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача "подарков" не сконцентрировалась в руках 2-3 игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Слайд 10

Упражнения для сплочения коллектива "Нестандартное решение" Объединив усилия, придумать как можно больше способов нестандартного использования какого-либо обычного предмета (кирпича, скрепки, консервной банки и т. п.) Например, кирпич может быть использован в качестве подставки под горячее, гнета, якоря. С его помощью можно что-то написать, а можно сделать надпись на его поверхности. Таких нестандартных изменений кирпича, как и других предметов, может быть много. В заключении, обращается внимание участников группы на то, как много вариантов они смогли предложить, работая вместе (отметить изобретательность) .

Слайд 11

Упражнение на развитие социальной уверенности. Двух участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают 2 предмета и прячут их в разных местах комнаты. Задача участников - найти загаданные предметы. Одного испытуемого группа поддерживает в поисках предмета, даёт положительное подкрепление: молодец, близко, у тебя всё получится и т. д. Другому участнику группа дает отрицательное подкрепление в поисках предмета: да где тебе найти, ну и тугодум и т. д. Когда предметы будут найдены, обсуждается: что чувствовали испытуемые во время выполнения задания, чьи высказывания мешали им ходить.

Слайд 12

“Пожелание по кругу” Цель : дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Слайд 13

Рефлексия тренинга Что вы получили от тренинга? Оправдались ли ваши ожидания? Какое у вас настроение?

Слайд 14

Заключение Каждый педагог – это многогранная личность . В нашей профессии требуются педагоги с умениями и навыками в трудовой деятельности, но и с устойчивой психикой, с душевной безграничной щедростью и мудростью любви к детям. «Деятельность педагога тесно связана с эмоциональной сферой, успешность деятельности влияет на формирование положительных эмоций мотивации достижения; низкий социальный статус, невостребованность в обществе педагогической профессии формирует негативные личностные характеристики и отрицательную мотивацию. Ряд авторов считают, что устойчивость к психическому стрессу является одним из важнейших профессиональных качеств учителя». (С. Г. Вергиловский , Г. Ф. Зерембо ).

Слайд 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2012 г. – 112 с. Зеленова И. В. Программа деятельности педагога – психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов.// Школьный психолог, 2005, №13 стр. 2-20. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина . – М.: 2003. – 312 с. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- Москва: Эксмо , 2008 г. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993. Прыгин Г.С. Индивидуально-личностные особенности саморегуляции учебной деятельности // Общие закономерности и типологические особенности регуляции деятельности / Под ред. О.А. Конопкина .–Москва, 1985.–С. 261–280. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с. Тимошенко Г., Леоненко Е. Работа с телом в психотерапии. Практическое руководство. – Москва. Психотерапия, 2006. - 480 с.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...

Семинар- практикум: «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема «Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.«Психологическая профессия педагога предъявляе...

Игры и упражнения на повышение мотивации к учебе

Материал предназначен для родителей и воспитателей. Игры и упражнения способствуют у детей повышению мотивации к обучению в школе. Применять можно как в свободной деятельности детей, так и на занятих....

Тренинговое занятие с педагогами «Эмоциональное благополучие педагогов»

Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педегога....

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»

Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...

Встреча с педагогами на занятии с элементами тренинговых упражнений « Толерантность начинается с педагога»

laquo;Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное прот...

Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.

Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов....