Встреча с педагогами на занятии с элементами тренинговых упражнений « Толерантность начинается с педагога»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

«Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встреча с педагогами на занятии с элементами тренинговых упражнений

« Толерантность начинается с педагога»

Педагог-психолог:Андрейченко М.И.

2023

«Воспитание толерантности начинается с педагога».

1. Упражнение «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на сотрудничество.

П: Уважаемые коллеги! Перед вами макет голубя, выберите перышко, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, и прикрепите к голубю.

Желтый цвет — вы себя чувствуете комфортно; голубой — нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Тема нашей встречи: «Воспитание толерантности начинается с педагога».

Сегодня мы собрались, чтобы понять, какие мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

«Толерантность»это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это является истинной.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара

звучит по-разному:

в английском – готовность быть терпимым,

снисходительным;

во французском – отношение, когда человек думает и

действует иначе, чем ты сам;

в китайском – быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание

богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и

способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди

различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и

ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою

индивидуальность.

Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том,

чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в

непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные

позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций,

нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам

этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

2. Упражнение «Ассоциативный ряд»

Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.

Уважаемые коллеги! У каждой на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки (пример: т-терпеливый и т. д.)

Т – терпимость

О – ответственность

Л - лучшее качество человека

Е - единство, взаимопонимание и дружба

Р – равноправие

А – активность

Н - не безразличие к окружающим людям

Т - творческое общение

Н - наш мир

О – отличия

С - справедливость, сострадание

Т-труд

Ь - личное понятие толерантности

Вывод: Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

Психолог: Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

3. Упражнение – разминка «Чем мы похожи»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. пример: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. (звучит музыка, танцы)

Оказывается, мы с вами такие разные, и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.

4. Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог: Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

5. Игра «Пойми без слов»

Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)

Задание:

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

Для первой команды

Ведущему дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 1:

Вы опаздываете на работу, наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

забыли дома ключ,

закончите работу в 4 часа,

зайдете после работы в магазин за молоком,

а потом придете домой.

пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

Выбирается другой желающий, выйти за дверь у другой команды, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 2:

Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери, и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полу глухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

объясняете ей ситуацию,

просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

6. Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему. Упражнение «Телефонный разговор»

В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно

утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных

переговоров очень важно умение слушать (и слышать, четко

формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т. д.

Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного

разговора. Приветствуются фантазия и юмор!

Итак, в упражнении участвуют два человека от каждой группы. По условию

игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок.

Условия разговора указаны в карточках.

1-й вариант карточек

1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку

по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте

собеседника выслушать вас.

2) Вы — злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от

собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым.

Трубку класть запрещается.

2-й вариант карточек

1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно:

рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на

своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о

моде и т. д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае

прекращать разговор.

2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что

рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом.

Первой заканчивать разговор нельзя.

Психолог: предлагаю вам послушать притчу «Ворота сада»

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвё л сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

6. Упражнение «Лучики толерантности» на конец тренинга

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики — это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность (можно усложнить: можно использовать буквы слова «Толерантность» (подсказку распечатать)

Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:

• терпение,

• доверие,

• умение владеть собой,

• снисходительность,

• доброжелательность,

• умение не осуждать других,

• терпимость к различиям,

• способность к сопереживанию,

• умение слушать.

Общее обсуждение того, что получилось.

Притча

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту коллеги!

- А теперь предлагаю упражнение на саморегуляцию «Формула покоя»

(играет спокойная мелодия)

Сядьте так, чтобы чувствовать себя удобно и спокойно.

• Глубоко вдохните, медленно выдохните

• Расслабьте спину, плечи, руки…

• Закройте глаза.

• Представьте, что вы оказались на большом широком лугу.

• Ощутите траву, землю ступнями.

• Они теплые, как солнце.

• Вдали на лугу вы видите большой воздушный шар.

• Подойдите к нему.

• Он легко раскачивается на ветру.

• Перед Вами плетеная корзина.

• Остановитесь перед ней.

• Поднимитесь в нее. Канат медленно развязывается.

• И шар поднимается вверх. .Все выше.

• Ощутите воздух, который с шелестом обтекает вас.

• Тихо. Здесь наверху совершенно тихо.

• Ощутите свое дыхание. .Совершенно спокойное и ровное.

• Вдох и выдох. Вдох и выдох.

• Шар поднимается выше. Все выше и выше.

• Луг под вами становится все меньше.

• Он кажется нарисованным. Разными красками.

• Люди машут руками. Они - как точки.

• Шар медленно, плавно летит дальше.

• Он парит над лесом. Ели. Темная зелень.

• Лиственные деревья. .Густая и светлая зелень.

• Там внизу блестит вода. Небольшая река или озеро.

• Деревня, как из книги сказок.

• Как будто собранная из игрушечного конструктора.

• Далеко на горизонте поднимаются высокие большие горы.

• Двигаетесь к ним. Подлетите к ним совсем близко.

• Проплывите на своем шаре над ними.

• Все дышит покоем. Все совершенно спокойно.

• Только нежный шелест воздуха сопровождает вас.

• Дыхание абсолютно спокойное и ровное.

• Парите над горами. Ощутите легкость.

• Наступает вечер. Опускаются сумерки.

• Пора снова спускаться на землю.

• Найдите место, где хотите приземлиться.

• Шар медленно и спокойно опускается вниз.

• Вы чувствуете себя спокойно и расслаблено.

• Глубоко вдохните.

• Запомните запах свежести и свои ощущения…

• Теперь откройте глаза…

• Потянитесь всем телом, зевните…

• Вы снова здесь со мной. Поделитесь своими ощущениями.

Предлагаю обсудить несколько ситуаций.

1. Около стола, накрытого белой скатертью, стоят двое – сын и мать. Мать в очередной раз учит сына, что нужно быть вежливым, аккуратным, хорошо учиться. А сын, слушая ее, медленно выливает из чашки кофе на белую скатерть. Ваши действия.

2. На скамейке сидит не молодой мужчина, опираясь на костыль. У него нет ноги. Неподалеку скучают ребята. Вова говорит: «Слушай, давай играть в инвалидов». Через несколько минут мальчики скачут друг за другом на одной ноге, сталкиваются, смеются. Чтобы Вы посоветовали детям.

3. С детства я был очень удачлив и покладист. Меня любили в школе и дома. Я был веселый и добрый. Но вскоре я тяжело заболел, стал почти инвалидом, испортился мой характер. Я стал нетерпеливым вспыльчивым, иногда начинаю всех винить в своей беде. Что вы посоветуете.

Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами практических упражнений в рамках инклюзивного проекта.

Конспект занятия с элементами практических упражнений в рамках инклюзивного проекта....

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.

ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога....

Игровое занятие с элементами логоритмических упражнений "Солнышко и дождик"

Материал интересен для начинающих педагогов.А также подойдет для тех, кто хочет в свободное время разнообразить деятельность детей, при этом все построено на основе игры....

Тренинг с педагогами ДОУ "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА".

ЦЕЛЬ: формировать навыки поведения толерантного педагога.Задачи:  Систематизировать у педагогов знания о понятии «толерантность» и «интолерантность»; Помочь педагогам и родит...

семинар-практикум для педагогов: "Воспитание толерантности начинается с педагога"

Цель:- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;- развивать профессиональное самосознание педагогов;- формировать толерантное отношени...

Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии "Волшебная песочная страна" педагога-психолога.

Коррекционно-развиваюее занятие для детей с ОВЗ 5-6 лет. Занятие построенно в партнерской форме. Содержание занятия строится на спасении городов песочной страны. Цель занятия развитие коммуникативных ...