Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии "Волшебная песочная страна" педагога-психолога.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кулигина Анна Леонидовна

Коррекционно-развиваюее занятие для детей с ОВЗ 5-6 лет. Занятие построенно в партнерской форме. Содержание занятия строится на спасении городов песочной страны. Цель занятия развитие коммуникативных навыков, гармонизировать психоэмоциональное состояние, снятие повышенной тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._volshebnaya_pesochnaya_strana.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии

«Волшебная песочная страна»

педагога-психолога

Подготовила

педагог-психолог

А.Л. Кулигина

Цель: развитие коммуникативных навыков, гармонизировать психоэмоциональное состояние.

Задачи:

  • упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции, стимулировать желание и интерес работать с песком;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, творческий потенциал;
  • тренировать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать установку на положительное отношение к себе, повышать самооценку.

Материалпесок, планшет с песком, мини игрушки, интерактивная песочница.

Ход занятия

Звучит спокойная тихая музыка. Дети входят в зал. Педагог-психолог обращает внимание детей на гостей.

Психолог: У меня хорошее, радостное настроение и я хочу поделиться им с вами. Ребята, какое у вас настроение? (ответы детей). Вы бы хотели поделиться своим настроением? (ответы детей).

Дети и педагог делятся настроением.

Психолог: я с Мишей делюсь счастьем! Я с Ваней делюсь улыбкой! …

Психолог: вот теперь веселья и доброты стало еще больше у каждого из нас.

- А я сейчас предлагаю немного поиграть. Поиграем? Садитесь на корточки, голову опустите вниз и представьте, что вы маленькие росточки, которые только показались из земли. Начинает согревать солнышко и наш расточки растут. Медленно поднимаемся на ножках, тянемся вверх. Солнышко светит все ярче.  Наши росточки поднимаются все выше и выше. Спина ровная, теперь поднимается голова и ручками потянулись к солнышку, потянулись, потянулись. Выросли наши росточки!

Психолог: Ребята! Я приглашаю вас в удивительную Песочную страну. 

Здесь в сказочной стране, живет хранитель песка – Кото-Фей! Он веселый, умный, знает много игр и историй, но раскрывает свои секреты только тем, кто готов соблюдать его правила.

Но, чтобы Кото-Фей пришел, мы должны сказать волшебные слова.

Ты в ладошки посмотри,

В них добро, любовь найди,

Один, два, три,

Кото - Фей, приди!

Включается музыка, появляется игрушка Кто-Фей и голос от лица Кото-Фея:

Я вас слушал, я вас слышал,

Вы такие молодцы!

Вы – волшебники – творцы.

Я открою вам секреты,

только знать надо при этом

Правила моей страны.

Очень все они просты!

«Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Можно строить и творить и друзей своих любить. Никого не обижать! Ничего не разорять! Это – мирная страна! Здесь веселая игра! Ну, а после игр милых, нужно ручки вымыть с мылом.»

Кото-Фей (голос): Ребята в песочной стране случилась беда! Проснулся вулкан и разрушил все на своем пути. Города, улицы, дома. И унес с собой всю радость. Жители песочной страны просят вас о помощи!

Психолог: ребята, вы готовы помочь жителям песочной страны? (ответы детей).

- А что нам поможет в пути? (смелость, доброта, дружба).

- Как можно добраться до песочной страны? (ответы детей)

Психолог: я предлагаю отправится в путешествие на ковре-самолете. Звучит музыка. Полетели (становятся на цветные плитки):

Дует ветер над полями! 

(машем руками себе в лицо)

Облака плывут над нами! 

(поднимаем руку к голове и смотрим вниз)

Видим, как течет река! 

(делаем руками волны)

Видим в лодке рыбака 

(смотрим в бинокль)

Ветер тихо нас качает! 

(поднимаем руки и качаемся вправо –влево)

Вправо-влево наклоняет! 

(наклоны вправо-влево)

Наш ковер все выше-выше, 

(поднимаемся на носочки)

А потом все ниже ниже 

(медленно опускаемся на корточки)

Приземляться нам пора, 

(разводим руки стороны)

Выходите детвора. 

(приглашение выйти)

Психолог: (подходят к световой песочнице. Стол № 1):

Ребята мы с вами оказались в пустыни. Здесь песок не простой, он волшебный. Он все чувствует и слышит. Давайте потрогаем его. Какой песок? (ответы детей: мягкий, холодный, гладкий сухой)

- Что бы он не был холодным, мы его сейчас с вами согреем.

- Потрогайте его, погладим его, прикоснемся внутренней стороной ладони и согреем. И уже теплым песочком поделимся друг с другом.

- Я передаю свой теплый песок Мише… как много стало теплого песка.

• Когда мы отправляемся в путь, то идем по … дороге

• Идем по узкой дороге (рисуем мизинцем, прямые – извилистые дороги)

• Дороги становятся шире (рисуем двумя пальцами)

• Пойдем по самой широкой дороги (рисуем ребром ладони)

• Дорога привела к высокой горе (делаем одну общую гору)

• Заберемся на гору (пальчиками вверх, вниз)

• Вот мы на вершине. Ребята что можно увидеть с вершины горы? (ответы детей)

• Когда мы рисуем на волшебном песке, что остается на нем? (следы)

• Кто еще может оставить следы? (животные)

• В пустыни проскакала кенгуру, проползла змея, ящерица, прошел верблюд.

Психолог: смотрите в пустыню пришли животные. Какие? Как вы думаете, что могут искать в пустыне животные? (еду воду)

Психолог: но в пустыне случилась беда. Лава вулкана залила все родники с водой. (сыплют песок из кулаков). Что делать?

Психолог: давайте поможем животным, отыщем воду. (делают колодцы – дуют на песок с помощью коктейльных трубочек)

Психолог: как вы думаете, мы справились. Что мы сделали? (спасли животных пустыни)

А наш путь продолжается дальше в город Радости (переходят к столу №2 с цветным песком)

Психолог: вулкан унес всю радость из города. Жители города грустят. Как грустят покажите на своих лицах, а теперь нарисуем грусть на песке. Жители города злятся, нарисуем злость на песке.

Психолог: а у нас веселое настроение! Мы радуемся. Покажите на лицах радость, а теперь нарисуем.

Психолог: я предлагаю поделиться с жителями песочной страны радостью. Сыплем песок в сосуд. Маша чем ты делишься? (отчеты детей).

Психолог: что у нас получилось? (радуга) слайд – радуга.

Психолог: что мы сделали для жителей города? Мы справились?

А подготовиться к следующему заданию нам поможет радуга. Закройте глаза, сейчас представим, что мы с вами будем забираться на радугу. Делаем глубокий вдох и забираемся на самый-самый верх радуги, а теперь делаем выдох и представляем, что мы съезжаем с радуги (повторить несколько раз).

Наш путь продолжается в город Дружбы. (стол № 3. Фрески)

Здесь наши пальчики будут учиться рисовать песком- они станут художниками. И я предлагаю раскрасить фрески цветным песком.  Предлагается ребёнку выбрать любую фреску для раскрашивания. Напоминаем, что сначала раскрашиваем крупные детали. Раскашиваемую область засыпаем пескомПостепенно раскрашиваем все части.

Наш путь продолжается в город Фантазий.

 Подходим к интерактивной песочнице (режим природа).

Психолог: Посмотрите. Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе восстановить Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров.  Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину моделируя пространство в интерактивной песочнице. (беседа с детьми во время работы: Миша, что ты строишь? И т. д)

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

- Как вы думаете, вы справились? (ответы детей).

Появляется Кото-Фей.

- Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, освободили песочную страну от вулкана и спасли ее жителей. За свое спасение и за добрые дела, жители волшебной песочной страны вам дарят – шарики-песчинки.

Появляются воздушные шарики.

Психолог раздает шарики – играет музыка

Психолог: нам пора возвращаться домой! Улетают из песочной страны на шариках – песчинках. Играет музыка

Рефлексия.

Психолог: ребята вам понравились подарки? А как вы думаете, за что вам их дали? (за спасение жителей, за построение новых домов, дорог; за возвращение радуги)

Психолог: какие чувства вы испытывали, когда помогали жителям песочной страны?

(радость, чувствовали себя сильными, смелыми, городились собой,)

Психолог: Ребята кому понравилось путешествие поставьте в песок желтую звезду. А кому не понравилось путешествовать по песочной стране, поставьте красную звезду.

Психолог: наше путешествие закончено. До свидания.

Самоанализ

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я Кулигина Анна Леонидовна. Вашему вниманию было представлено занятие по песочной терапии.

Общая цель занятия – это снятие повышенной тревожности детей, снятие эмоционально – психического напряжения детей, повышение самооценки и воспитание положительного отношения к нравственным ценностям.

На занятии я ставила перед собой следующие задачи:

Образовательные:

Развивать саморегуляцию эмоционального состояния;

Учить детей взаимодействовать с песком.

Развивающие

Развивать эмоционально-чувственный мир детей;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать тонкие тактильные ощущения, особенно тактильно-кинестетическую чувствительность.

Воспитательные

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми;

Воспитывать желание прийти на помощь к попавшему в беду;

Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать, получать радость от совместной деятельности, повышать чувства уверенности в себе.

Занятие проводится с детьми 6 лет.

Занятие коррекционно-развивающее, построено в партнерской форме. Взрослый – это партнер, рядом с детьми, вместе с детьми. Содержание занятия строится на спасении городов песочной страны. Длительность занятия 25 мин.

        В структуру занятия входит:

  • Приветствие, которое помогает сплотить детей, создать атмосферу доверия и принятия.

Релаксация для снятия эмоционально-психического напряжения детей.

  • Основная часть:

Этап прикосновение к поверхности сухого песка, он является мотивационным, это мотивация к деятельности с песком. Такие упражнения как «Здравствуй песок», «Следы животных», «Узоры на песке», снижают психофизическое напряжение. Упражнение «Песочный дождик» регулирует мышечное напряжение и расслабление. Упражнение «Ветер» учит управлять вдохом и выдохом.

В городе «Радости» снимали эмоциональное напряжение, уменьшаем внутреннюю тревогу, преодолеваем негативные эмоциональные состояния, такие как печаль и злость.

В городе «Дружбы» мы развивали тактильно-кинестетическую чувствительность.

В городе «Фантазий» мы моделировали города, свой мир строим, здесь мы повышали самооценку, учились получать радость от совместной деятельности.

  • В финале занятия с помощью рефлексии детьми была дана оценка занятия. И закончили мы ритуалом прощания с традицией получения поощрения.

Считаю, что через реализацию всех поставленных мною задач, мне удалось достичь цели занятия. Дети справились с заданиями, показали четкость и слаженность в работе подгруппами. Сопереживали жителям песочной страны, и с удовольствием старались помочь.

Во время занятия учитывались психические и возрастные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...

Коррекционно-развивающая работа с детьми Игра с песком – песочная терапия

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенк...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...