ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Срок реализации 2 года
рабочая программа

Гармаева Туяна Дашиевна

ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Срок реализации 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_finans.docx48.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

 ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Срок реализации 2 года

        

г. Закаменск

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе требований к результатам освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»  с учётом Примерной программы А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток. «Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Цель раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

- дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; опроизводителях товаров и услуг;

- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

- создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия длярешения практических задач самими детьми;

- познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

- заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника

Развивающие задачи: 

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность. Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой 4 объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-  осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Система оценки результатов освоения Программы

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель.

Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы.

Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого

Содержание программы

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ОУ, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ОД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности.

Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

 - сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»),

- дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

 - настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

- речевые («Наоборот», «Что лишнее?»). Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всегоосваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1 Уровень предполагает ведущую роль педагога. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ егоразрешения;

 - высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;

- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивымиданными, заведомо допущенными ошибками и др.).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач: 

- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);

- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);

- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

Содержание программы

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетноролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др. 2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач. Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая группа

Месяц

Тема

Цель

Литература

Сентяб рь

«Азбука финансов» (вводное занятие)

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность бережливость

Занятие №1

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи

Занятие №2

«Чем пахнут ремесла?»

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатыватьденьги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогатьвзрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Занятие №3

Октябрь

Деловая игра «Директор супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Занятие №4

«Как правильно делать покупки»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход(обязательный и необязательный).

Занятие №5

Ноябрь

«История возникновения денег»

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитаниеуважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей овозникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей,расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать вкоманде

Занятие №6

«Какая бывает валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление

Занятие №7

Декабрь

«Финансова яшкола»

Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; сформировать навыки командной игры.

Занятие №8

Январь

«Поиск сокровищ пирата Финансист а»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

Занятие №9

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива

Занятие №10

Февраль

«Производит ели и ресурсы» Беседа по ознакомлению с профессией «Фермер»

Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Занятие №11

«Сколько нужно человеку»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

Занятие №12

Март

Сюжетно- ролевая игра «Магазин «Детский мир»

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира

Занятие №13

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!»

Раскрыть сущность понятия «ты –мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Занятие №14

Апрель

Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.

Занятие №15

В гостях у сказки «Цветик- семицветик»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать удетей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания,желание помочь

Занятие №16

Май

Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность

Занятие №17

«Приключения Умника и Торопыжки»

Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек неможет иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Занятие №18

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» подготовительная к школе группа

Сентяб рь

 

«Откуда пришли деньги» (ознакомительное занятие)

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде

Занятие №1

«Деньги. Купюра. Монета»

Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетойи купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

Занятие №2

 

Октябрь

«Денежные истории»

Научить понимать назначение денег; Дать детям представление оденежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег; Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монетыдостоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Занятие №3

«Достоинство монет и купюр»

Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»; Дать детям представления о достоинстве монет и купюр; Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр; Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр;

Занятие №4

Ноябрь

 

 «Магазин. Виды магазинов»

Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничиватьпонятия, находить сходные и отличительные черты; - уточнить у детей представленияо разных видах магазинов; - учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов

Занятие №5

Прослушивание сказки о приключениях монеток

Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разногодостоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно

Занятие №6

Декабрь

 

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут» деньги»

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег. Познакомить детей с разными видами денег; Расширять представление об элементах экономики (деньги их история) дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг)

Занятие №7

«Финансовая безопасность »

Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить представление детей о труде взрослых; Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Занятие №8

Январь

Познавательное занятие «Что, где, почем?»

Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности

Занятие №9

«Учимся экономить»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; Закрепить сведения о том, что такое услуги итовары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе; Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Занятие №10

Февраль

«Как сберечь ресурсы планеты?»

Развивать познавательныйинтерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний напрактике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образноеи упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы; Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Занятие №11

Сюжетно-ролевая игра «Магазин или супермаркет: где выгодно»

Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. Развивать навыки диалогической и монологической речи. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах. Развивать удетей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Занятие №12

Март

Мини - банк

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях;воспитывать правильное отношение к деньгам

Занятие №13

Как правильно беречь наши деньги

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Занятие №14

Апрель

«Друзья рублика. Деньги других стран?»

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе

Занятие №15

Как делать покупки с умом.

Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже – дешевле»; Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги

Занятие №16

Май

«Знакомство с профессией дизайнера»

Формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы; развивать память, активизировать речь, уточнить ирасширить словарь; учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; учить составлению описательного рассказа с опорой на схему, совершенствовать умения детей создавать аппликативное изображение одежды, создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных профессий; проявления любознательности, дружелюбия,желание прийти на помощь; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату

Занятие №17

Реклама вокруг нас

Познакомить с разнообразнымивидами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу

Занятие №18

Основные понятия и термины по экономике:

 - Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

- Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

- Банкир - управляющий или владелец банка.

- Доход - деньги, которые получает отдельный человек, предприятие илигосударство в результате какой-либо деятельности.

- Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купитьтовары.

- Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

- Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

- Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найтипокупателя, а покупателю - сделать нужную покупку

- Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.

- Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.

- Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.

- Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

- Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.

- Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

- Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Цель: повышение экономической образованности родителей

Задачи работы с родителями: 

- повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного

- воспитания;

- вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,

- семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основанана следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на социально- экономические темы;

- открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий;

- индивидуальная работа;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,

- выставки детских работ и дидактических игр;

 - экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

Месяц  

Формы работы с родителями

Сентябрь

-Консультация для родителей «Дошкольник и…. экономика»

-Анкетирование родителей по теме -Папка – передвижка «Дети и деньги»

Октябрь

-Консультация для родителей «Из опыта работы по - экономическому воспитанию в детском саду».

-Папка – передвижка «Экономический словарь»

Ноябрь

-Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

- Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома»

Декабрь

-Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников

Январь

-Творческое задание по изготовлению атрибутов

Февраль

-Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье

Март

-Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения

Апрель

-Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников»

Май

-Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ОУ создаются необходимые педагогические условия.

 Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?» «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1. Преобладает игровой метод обучения.

2. Использование специализированной литературы в обучении.

3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.

4. Создание ситуации успеха.

5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 2 года.

 Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет

Режим занятий – 2 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

В старшей группе - 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня); В подготовительной к школе группе - 30 минут периодичность – 2 мероприятия вмесяц (2-ая половина дня);

Количество занятий - 18

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

- упражнения на мелкую моторику;

- экспериментальная деятельность;

- игровые ситуации;

- мозговой штурм;

- чтение произведений детской литературы;

- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»; поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своимируками», «Мой товар на ярмарку».

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

- осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников, их образовательных потребностей;

- организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

- обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

- обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентностии мастерства мотивирования детей;

- обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; 

2) выполнение организацией требований:

- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

- пожарной безопасности и электробезопасности;

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

3) возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического ипсихофизиологического развития. Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Список литературы

1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В.Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Интернет-ресурсы: www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

 fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный.

- Загл. с экрана.

2. Дети и деньги [Электронный ресурс].

- Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный.

- Загл. с экрана.

3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный.

- Загл. с экрана.

4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс].

- Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный.

- Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год ...

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...

Дополнительная образовательная программа "Малыши-крепыши" для детей 3-4 лет первого года обучения на осень

Дополнительная образовательная программа "Малыши-крепыши" для детей 3-4 лет первого года обучения на осень (срок реализации программы: 2 года)...

Рабочая программа группа «Петушок» для детей раннего возраста 2-3 года

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности «Дети и денежные отношения»»

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотностиНОМИНАЦИЯ КОНКУРСА«Лучшее методическое обеспечение реализации программыпо финансовой грамот...