«Трудовое воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
методическая разработка

Методическая разработка   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Методическая разработка

«Трудовое воспитание дошкольников

в условиях ДОУ и семьи»

                                                                                                  Составила:

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                  Федотова Н.А.

Лямбирь 2021

        Актуальность разработки.  Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем Несформированность данных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

        Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами

личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и

взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как

гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность;

сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до

конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости,

целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

        Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

        Задачи:

        1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда;

        2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, уважение труду других людей и его результатам;

        3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

        4.Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости, выполняемой работе, возможность

доставлять радость другим»

В. А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда - в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Причем основной целью является формирование активной, самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда его сердце открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.

Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Роль труда в формировании личности дошкольников безусловно велика.

1. Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

2. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

3. В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

4. В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

5. Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

6. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Выделяются следующие виды детского труда:

- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных  потребностей);

- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

- труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

- ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек.

Самообслуживание.

Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Младший возраст: приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. Трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять.

Средний возраст: дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это: соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания. Воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.

Старший возраст: совершенствуются навыки самообслуживания (самостоятельно, аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их) Приобретаются навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.

Хозяйственно-бытовой труд.

 Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т. д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.

Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.

Труд в природе.

Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной труд.

По своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки.

Ручной труд: развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки,

- формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности,

- стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее),

- способствует развитию согласованности в работе глаз и рук,

- совершенствованию координации движений, точности в выполнения

действий,

- способствует развитию умения сравнивать различные материалы между собой,

- закрепляются знания эталонов формы и цвета,

- формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Как отмечал В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Средства трудового воспитания.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей - является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Самостоятельной трудовой деятельности предшествует обучение элементарным навыкам. В ходе самостоятельной трудовой деятельности дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, приобретают возможность добиваться ожидаемого результата, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых способно существенно расширить представления маленького человека о деятельности других людей, дать первоначальные знания о ее значимости, важности, а также формирует положительное отношение к ней. Знакомство с взрослым трудом включает рассказы о создании продуктов труда, знакомство с человеком-тружеником, разными профессиями. Оно формирует начальное понимание содержательной части будущей деятельности ребенка, воспитывает общее уважение к труду. Ознакомление с трудом взрослых дает знания о составе, порядке действий, дети выясняют, что разделение, выполнение действий ускоряет получение результата, сильно улучшает его качество. Дети быстро начинают понимать, что, если каждый умеет хорошо делать свое дело, результат становится намного

Художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство). Для формирования позитивного отношения к труду целесообразно использование различных художественных средств в трудовом воспитании дошкольников. Герои сказок учат помогать друзьям и родителям. Лентяи высмеиваются и попадают в сложные ситуации, но в результате понимают, что труд — это полезное дело. Например, дети очень любят послушать «Мойдодыр» Чуковского, понаблюдать за хозяйственностью домовёнка Кузи и тд.

Читая детям художественные произведения о труде, можно решить сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Музыка в процессе трудовой деятельности повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

Самые частые ошибки родителей:

– пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь». Это отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше

- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.

– Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.

– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Что делать? 1. Не запрещайте ребенку помогать вам. Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру. Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т. д.Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи. Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т. д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите. Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка! Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей. Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

Таким образом, трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

Дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моем участии.

Пример увлекательной игры «Путешествие в Страну чистоты»

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек). Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну за капитаном. На другом конце зала стоит воспитатель. Рядом с ним на стуле стоит таз (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце и идет к тазу.

Подойдя к тазу, имитирует мытье посуды, поочередно отдавая чистые предметы воспитателю, которая поочередно ставит на разнос. Девочка идет назад, передавая эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Совместная игра «Шар по кругу»

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?»

Мультколлаж. Просмотр мультфильмов: «Ох и Ах!», «Мойдодыр», «Федорино горе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи

ДОКЛАД НА МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ...

Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи

Доклад на Макаренковские чтения (приложение - видео-ролик в видеотеке)....

Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи

Мой доклад на Макаренковские чтения ( приложение к нему - видео-ролик в видеотеке)....

Трудовое воспитание в современном ДОУ и семье

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог расс...

Возможности трудового воспитания в условиях ДОУ

Данная презентация показывает формы работы по трудовому воспитанию детей. Трудовому воспитанию детей, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, о...

Консультация для педагогов и родителей «Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи»

laquo;Дайте детям радость труда.Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости, выполняемой работе, возможность доставлять радость другим»В.А.СухомлинскийТрудовое воспитание...