Консультация для воспитателей "Музыка в режимных моментах"
консультация

Мухаметшина Эльвира Адиповна

Консультация предназначена больше для воспитателей групп для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_rezhimnyh_momentah.docx21.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование музыки в режимных моментах»

Музыкальный руководитель Мухаметшина Э.А.

Мы - воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».    Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыка обязательно входит во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

Подбор музыкальных произведений

  1. В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь со мной, музыкальным руководителем.  

Исходя из моего наблюдения за использованием, подобранного воспитателем музыкального репертуара, я сделала вывод о том, что она оказывает благотворное влияние и на самочувствие, и на деятельность детей. В ней отсутствуют диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, и приводящие к психическому напряжению, звучит мажорный и минорный лады, которые на психическое состояние ребенка оказывают положительный эффект. Ритм музыки, подобран с учетом оздоровительного влияния на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность и оказывает на них существенное значение.

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пения без аккомпанемента воспитателем  вместе с детьми, ведь привлечение детей к пению помимо музыкальных занятий это всегда эмоциональный заряд бодрости.

1. Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же часто проводятся с использованием музыки. Спокойная, тихая музыка во время детской работы настраивает ребенка на фантазию, успокаивает детей.

 Например на занятиях по конструированию дети средней группы напевают  песни «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».

На занятиях по рисованию можно использовать  песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическая музыка Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т.д.

3.Наблюдения на прогулке.

На прогулке, дети лучше усваивают то, что наблюдают, когда поют и сопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами -  «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, дует ветер», «Дождик», дождик пуще..», «Солнышко лучистое» и т.д.

4. После сна тоже включается спокойная тихая музыка, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.

В другие режимные моменты: одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, -   дети поют песни по их желанию.

Утром  звучит солнечная мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон благотворным фоном звучит мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Используются и колыбельные песни, но лучше, когда они исполняются только мамой.

Пробуждению детей после дневного сна помогает: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.  Мы подобрали произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

В релаксации и в фоновом звучании мы придерживаемся позиции «не навреди»:

1.        Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

2.        В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

3.        Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. 

     Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. 

          Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте, поэтому мы для младшего и среднего возраста используем стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.( СD «Моцарт для малышей», «Битлз для малышей», «Малыш и природа» и т.п.) 

 Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться  воспитателем с учетом его музыкального вкуса. 

Примерный перечень музыкальных произведений:

 Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский  «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн  «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов  «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини  «Менуэт»

Э. Григ   «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон  «Песня без слов»

В. Моцарт  «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс  «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка "Камаринская".

В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак  «Славянский танец»

Ф. Лист  «Утешения»

Д. Шостакович «Романс».

Р. Шуман  «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах  «Ария из сюиты № 3» 

А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В.-А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс "Карнавал животных." « Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс № 3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т.Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен  «Лунная соната»

Э. Григ  «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков  «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов  «Романс»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.Чайковский. "Времена года"

Детские песни:

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,

      М.Минков).

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).

7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко).

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины).

Вывод:  Влияние музыки на организм очень широко. Она стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивает эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка  - сосредотачивает внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов привело к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  сами могут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому (сон, пробуждение, гимнастика, и т.д.) Мы стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы помочь детям,  достичь состояние психологического комфорта и всестороннего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов"

Основные  режимные моменты детского сада:...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ"

Цель консультации: познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предп...

Консультация для родителей: "Значение режимных моментов для здоровья ребенка"

Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям....

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Консультация для педагогов "Организация режимных моментов"

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов....