ПРОГУЛОЧНЫЙ УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАДОСТИ
статья
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛОЧНЫЙ УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАДОСТИ
Н.В. Исаева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей№41 «Лесная сказка» города Лесосибирска», Россия
В статье представлен опыт работы по формированию предметно пространственной развивающей среды дошкольного учреждения на прогулочном участке с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: развивающая среда, развитие личности ребенка, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
The article presents the experience of work on the formation of a subject-spatial developing environment of a preschool institution in a walking area, taking into account the requirements of the State Standard for Preschool Education.
Key words: developing environment, development of the child's personality, comprehensive development of mental and physical qualities in accordance with the GEF DO.
В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к предметно-пространственной развивающей среде, создаваемой в детском саду, среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только в помещении детского сада и игровых групп, но и на территории прогулочного участка. Среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области, при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения и самостоятельной деятельности. В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении обеспечивается через благоустройство территории и организацию экосистемы детского сада, что позволяет содействовать развитию психических процессов детей, усвоению необходимых знаний, умений, приобщению детей к природе, социализации.
На сегодняшний день, без совместной работы с родителями, мы не можем пополнить эту среду в виду недостаточного материального обеспечения. Это взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Я глубоко убеждена, что только взаимодействие с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Воспитанники группы и их родители принимали активное участие в разработке содержания развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада. С этой целью была организована детская проектная деятельность, в ходе которой дошкольники вместе с родителями решали проблемные задачи типа «Что бы вы хотели разместить…». После было проведено родительское собрание: «На прогулку с радостью».
Совместно с родителями, мы проанализировали состояние участка детского сада, поговорив с детьми, выяснив их желания, решили: создать неповторимый индивидуальный облик территории участка для радостного проживания периода детства.
Было решено зонировать участок по игровой активности: в одном месте песочница, в другом домик и автобус, где дети будут отрабатывать навыки сюжетно-ролевых игр, в третьем, тренажер для навыка бегания и прыгания.
Родители активно делились идеями, находили оригинальные решения. Был разработан проект, постановлена цель и задачи, определен объем работы. Так же, была проведена работа с Интернет-ресурсами: познакомились с опытом работы других детских садов.
В результате совместных усилий, была преобразована предметно — игровая среда участка и появились такие центры активности как:
центр песка и воды (созданы условия для формирования одной из важнейших задач в развитии ребенка, самостоятельной деятельности - экспериментирование с различными подходящими для этой деятельности предметами.)
центр для сюжетно-ролевых игр: домик-горка «На курьих ножках!» (развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
волшебный автобус (созданы условия для расширения представлений о работе водителя, культуре поведения в общественном транспорте, развитие отношений между детьми, привитии навыков культуры поведения);
на участке установили тренажер для ходьбы и упражнений для равновесия (укрепление мышц ног, вестибулярного аппарата, развитие различных физических качеств);
установили невысокий забор в виде разноцветных счетных палочек, что способствует навыкам математического развития; (дети считают, сравнивают, развивается творческое и вариативное мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира, развивается воображение и творческая активность);
Территория участка стала яркой, не похожей на другие участки детского сада.
В результате участия в реализации проекта родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения, наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы. Они получили возможность принять активное участие в жизни группы и реализовать свои творческие способности.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей безопасную, развивающую среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Таким образом, проект благоустройства позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического и родительского коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении.
Фотоотчет проекта можно посмотреть по ссылке https://nsportal.ru/albom/2019/02/26/isaeva-nadezhda-viktorovna/nash-uchastok
Список литературы:
1. Денисов, В.Н. Благоустройство территорий жилой застройки/ В.Н. Денисов, Ю.Х. Лукманов. - М.: МАНЭБ, 2009. - 224 с.
2. Николаевская, И.А. Благоустройство территорий/ И.А. Николаевская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
3. Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
4. Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
5. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «На лучший участок детского сада». «Чуть-чуть фантазии и немного творчества»
Представлен фотоотчет оформления участка группы "Смешарики" (лето 2013г)....

Участок детского сада
Развивающая среда организована так чтобы детям было интересно проводить дольше времени на свежем воздухе....
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...
Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей»
Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает в...

Прогулочный участок детского сада - территория здоровья и радости
Статьяв в сборнике "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы"...

«Участок детского сада» – центр детской активности.
Участок нашего детского сада тоже можно назвать центром детской активности, потому что он находится в берёзовой роще. Окружающая природа формирует у детей реалистические знания об объектах и явлениях,...

Мастер-класс по созданию "Тропы здоровья" на прогулочной площадке детского сада
В статье подробно рассмотрены этапы разработки и реализации проекта: от выбора места расположения тропы до установки оборудования и организации первых мероприятий. Особое внимание уделено вовлечению д...
