ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА C ПРОФЕССИЯМИ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
статья

Копина Ирина Михайловна

Белгородская область – уникальное место на карте России. Здесь находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строительных материалов: мела, песка, глин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА C ПРОФЕССИЯМИ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Дементьева Юлия Юрьевна

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»,

 г. Губкин, Губкинский район, Белгородская область.

Копина Ирина Михайловна

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»,

 г. Губкин, Губкинский район, Белгородская область.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации [5]. Именно в этом возрасте ребенок знакомится с миром профессий, приобщается к труду и начинает осознавать его значимость в жизни человека. Также необходимо прививать воспитанникам такие качества как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, воспитывать в нем положительное отношение к окружающему миру, к тем, кто находится рядом.

Замечательный русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [4]. Ранняя профориентация является актуальным вопросом современного общего образования, поэтому деятельность по формированию у детей положительного отношения к профессиональному миру должна осуществляться систематически   с самого раннего возраста. Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо организовать работу по профориентации, учитывая возрастные особенности детей и их потребности, также необходимо показать воспитанникам, что любая профессия нужна и важна в обществе, приносит радость человеку. Следует обратить особое  внимание на виды труда, которые являются основными в каждой конкретной местности.

Белгородская область – уникальное место на карте России. Здесь находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строительных материалов: мела, песка, глин. Залежи железных руд в Белгородской области составляют 40 % запасов России и 80 % запасов Курской магнитной аномалии. Добывают руду в регионе на нескольких месторождениях, самые большие из них – Стойленское и Лебединское [3]. В городе Губкине находится крупнейший в мире   карьер по добыче железной руды, который дважды был занесен в Книгу рекордов Гинесса. Лебединский ГОК является крупнейшим в России и Европе предприятием по добыче и обогащению железной руды, производству высококачественного железорудного сырья и металлоресурсов [2]. Именно здесь металл проходит путь с момента его добычи до готового к отгрузке продукта. Главные профессии предприятия - горняк, шахтер, обогатитель.

         Диагностические беседы и анкетирование показали, что воспитанники ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка» мало знают о самом крупном предприятии нашего региона, не имеют представления о профессиональной деятельности своих родителей, работающих на Лебединском ГОКе. Для формирования и активизации знаний дошкольников о профессиях горно-металлургической промышленности педагоги детского сада организовали и провели ряд мероприятий. На тематических занятиях «Славные профессии нашего города» у воспитанников  сформировалось  представление об особенностях труда на  Лебединском горно-обогатительном комбинате, ребята познакомились  со спецификой профессий работников этого предприятия. Педагоги прививали дошкольникам чувство гордости за родной  горняцкий город, стимулировали у них желание в будущем выбрать дело по душе. В ходе занятий использовались презентации и видеоматериалы об истории Лебединского ГОКа, наглядный материал с изображением профессий горняка, шахтера, обогатителя, сварщика, водителя локомотива.  Воспитатели рассказали о тесной связи горнодобывающей отрасли и металлургической промышленности. Ребятам показывали  предметы из металла и задавали вопросы: «Как эти вещи появились?». Педагоги объяснили, что металлы есть в недрах земли, и путь оттуда до готового предмета занимает долгое время. Дети узнали, что металлургия – это целый комплекс оборудования, а также работники, которые из небольших частиц создают прекрасные вещи, так необходимые нам в жизни: детали для автомобилей, элементы для электроприборов, бытовые вещи. Помимо этого, воспитанники осознали важную роль людей, работающих в металлургической отрасли, так как именно они делают из металла полезные вещи. Без их участия даже самое совершенное оборудование было бы бесполезно. Это металлурги, сталевары, горновые, сортировщики, сварщики, слесари, крановщики. Все они – часть металлургической сферы. Благодаря этим рабочим металлы приобретают определенную форму, а потом из него делают полезные вещи. Работать в такой области сложно, но престижно.

        На занятиях ребята посмотрели мультипликационные фильмы «Металлург» и "Железяки", которые познакомили их с особенностями производства металлопроката. Дошкольники смогли увидеть главные элементы производства и оборудование, необходимое для работы металлургического комбината.  Вместе с любознательными героями мультфильма "Железяки" дети узнали об основных свойствах металлов, их происхождении и химических реакциях, которые с ними происходят. Благодаря наглядным образам основные понятия металлургической области были изучены, ребята осознали важность работы горняков и металлургов.

           После проведенных бесед и просмотра видеоматериалов воспитанники совершенствовали навык составления рассказа-описания о профессии с помощью алгоритма (мнемо-таблицы). Такой вид работы позволил расширить словарный запас детей и   активизировать их социально-коммуникативное развитие.

        В подготовительной группе детского сада был разработан и реализован творческий проект «Все работы хороши, выбирай на вкус». Актуальность данного проекта была обусловлена необходимостью формирования у дошкольников активного интереса к горно-металлургической промышленности. Кроме того, многие родители воспитанников трудятся на Лебединском ГОКе, для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Этот проект показал необходимость в разностороннем информировании дошкольников о  мире профессий и важность вовлечения в работу по ранней профориентации их родителей. В ходе реализации проекта была создана развивающая предметно-пространственная среда, включавшая в себя фотографии с места работы членов семей воспитанников, которые трудятся на градообразующем предприятии, мультимедийные материалы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические карточки для тематической игры «В мире профессий». Также были организованы встречи с  родителями, бабушками и дедушками, рассказавшими о самых важных профессиях Лебединского ГОКа, отметившими важность своего труда не только для города, но и для всего региона. Ребята с большим интересом слушали истории о профессиональной деятельности своих родных, задавали вопросы.

В рамках проекта  дошкольники совершили экскурсию в Губкинский краеведческий музей, где увидели экспонаты зала «История открытия, исследования  и освоения КМА". Они узнали об ученых, внесших значительный вклад в разгадку тайны Курской магнитной аномалии, в освоение железорудных богатств края, познакомились  с биографией академика Ивана Михайловича Губкина – человека, в честь которого назван наш город.  Также ребята совершили виртуальную экскурсию по карьеру Лебединского ГОКа, увидели основной производственный цикл предприятия.

Работа по ранней профориентации, направленная на знакомство с людьми, работающими в горно-металлургической промышленности, помогла развить эмоционально-положительное отношение к их труду и сформировать у дошкольников интерес к деятельности градообразующего предприятия и профессиям родителей, бабушек и дедушек.  Также воспитанники ДОУ приняли активное участие в познавательно-исследовательской деятельности, научились добывать нужную информацию разными способами, действовать согласно алгоритму и составлять свои собственные планы действий.

Авторы статьи считают, что деятельность, направленная на знакомство детей с миром профессий, не должна осуществляться формально. Мероприятия по ранней профориентации очены важны и должны проводиться регулярно и планомерно. Идеи ранней профориентации должны быть включены в содержание основной образовательной программы ДОУ, в содержание образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», художественно-эстетическое развитие» и могут быть интегрированы в систему дополнительного образования детей дошкольного возраста. Учитывая проблемы, наблюдающиеся в массовой практике, сегодня необходимо создавать педагогические условия в дошкольных образовательных организациях для ознакомления детей с профессиями взрослых [1].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецова, Г. Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. Н. Кузнецова. –  Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
  2. Лебединский ГОК: вчера, сегодня, завтра //https:///business/mining-segment/URL:https:///business/malignment/lgok/?utm_source=yandex.ruwww.metalloinvest.com (дата обращения: 20.04.2023).
  3. Полезные ископаемые Белгородской области // https://bel.cultreg.ru URL: https://bel.cultreg.ru/overviews/660/poleznye-iskopaemye-belgorodskoi-oblasti (дата обращения: 20.04.2023).
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - 5-е изд. - Киев: Радянська школа, 1994 г. - 288 с.
  5.  Таранцова Л.А. Доклад Тема: "Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС" // https://stranatalantov.com/ URL: https://stranatalantov.com/publications/18444/ (дата обращения: 20.04.2023).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника

Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника...

«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...

«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...

Конспект НОД «Как «подземные богатства» превращаются в металл» (горно – металлургическая промышленность) в старшей группе детского сада

Знакомcтво детей с полезными ископаемыми Таймырского полуострова; с основными этапами горно – металлургической промышленности; со значением металла в жизни человека. Расширять представления о пр...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...