"Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников в процессе создания метеостанции"
материал

Михайлова Лариса Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное образование Тайшетский район

                                                  Муниципальное казённое дошкольное

                                    Образовательное учреждение детский сад «Белочка»

        Доклад

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников в процессе создания метеостанции».

                                                    Докладчик: Михайлова Лариса Александровна

                                                                                     Воспитатель МКДОУ д/сад «Белочка»

        2022г.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников в процессе создания метеостанции.

         Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

         Становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе.
  2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.
  3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности.

 В начале года, беседуя с ребятами, мы выявили проблему: у ребят слабо сформированы знания о погоде. А причина тому в недостатке условий для практики при наблюдении за погодой.

Актуальность таких наблюдений заключается:

Во – первых, в том, что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения становится более интересным;

Во – вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В – третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, обобщать.

 В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке детского сада, чтобы дети на практике отслеживали изменения погодных условий, учились пользоваться приборами для определения погоды, наблюдали за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Так мы задались целью – создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности в виде метеостанции.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

- Познакомить с профессией метеоролога;

- Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде)

- Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, барометром, флюгером, ветряным рукавом, компасом, снегомером;

- Обучить детей умению снимать показания приборов, сравнивать их;

- Формировать представления о частях света.

Так возник проект «Метеостанция».

 Во время организационного этапа проекта была изучена литература, опыт коллег по созданию метеоплощадки, просмотрены мастер – классы по изготовлению снегомера, дождемера, флюгера, барометра своими руками. Был составлен план работы по проекту с детьми и родителями.

  Дети с удовольствием окунулись в этот проект. Возможность проявить свои творческие способности при изготовлении приборов для метеостанции и дальнейшее наблюдение с их помощью, послужило сильной мотивацией для них.

     Родители тоже нас поддержали, оказывая всевозможную помощь. Это и изготовление метеоящика, установка приборов.

     В режимных моментах мы знакомили детей с народными приметами, указывающими на изменения в погоде. На дом было дано задание для совместной деятельности родителей и детей: выбрать примету о погоде и нарисовать к ней иллюстрацию. Таким образом, у нас получилась книга о природных приметах.

  Для игры  «Метеорологи» изготовили макет метеостанции.

       Затем приступили к выполнению основного этапа.

Основным этапом было структурирование собранного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; изготовление метеоящика, ветряного рукава, флюгера, снегомера, проведение экспериментально – исследовательской деятельности. Работу с детьми начали со знакомства детей с профессией метеоролога, рассказала, что такое метеостанция, для чего она нужна? Дети задались вопросом: а смогут ли они предсказывать погоду? Что нужно для этого уметь и знать? Так возникла детская цель проекта: Создать метеостанцию, чтобы наблюдать, как работают приборы, и попробовать самостоятельно предсказывать погоду.  

Во время основного этапа реализации проекта, первое, с чем мы познакомили детей – это термометр. Мы говорили о том, что можно измерить термометром (температуру тела, воздуха, воды), задались вопросом: как же раньше люди обходились без термометра? Кто изобрел первый термометр? Как выглядел этот термометр. Всю информацию размещали на «реке времени», которую дети нарисовали самостоятельно. Затем мы более детально знакомились с современным уличным термометром, выясняли, для чего нужна шкала и как по ней определить температуру воздуха? Во время прогулки мы выносили термометр на улицу и наблюдали, как столбик стремительно опускался до минусовой отметки. Сначала определяли температуру по двум понятиям относительно нуля – выше, ниже. Затем стали считать деления шкалы. Дети с удовольствием делали это. Каждому хотелось попробовать определить температуру воздуха. Поэтому, чтобы не было ссор, назначали дежурных.

   Следующее знакомство было с ветряным рукавом. Дети узнали, что с его помощью можно определить силу ветра. Обсудили, почему ветряной рукав еще называют «ловец ветра»? Так как в магазине такой рукав не купишь, сделали его сами из подручных средств. За основу взяли обыкновенный детский сачок. Обтянули его белой тканью (тонкий трикотаж). Чтобы можно было отметить силу ветра, нашили на рукав красную тесьму. Теперь мы знали, если рукав выпрямляется при дуновении ветра до первой полоски, то ветер слабый, до второй – умеренный, до третьей – сильный. Во время прогулки попробовали самостоятельно поймать ветер. Задались вопросом: как можно определить направление ветра? Что для этого нужно? Так пришла пора познакомиться с частями света, а значит и с компасом. И снова окунулись в историю создания этого прибора. Как можно определить части света без компаса?  (по солнцу, по звездам, по мху на деревьях, по веткам деревьев)

  После определения частей света стало проще определять направление ветра при помощи флюгера. Сначала мы вынесли самостоятельно изготовленный флюгер, для тестирования. Погода была безветренная, поэтому, чтобы лопасти флюгера начали вертеться, пришлось немного пробежаться. Так дети на практике выяснили, что ветер – это движение воздуха.

  Гигрометр нам заменила обыкновенная сосновая шишка. К такому решению нас подвел опыт с шишкой и водой. Погруженная в воду шишка закрывается, а если ее вынуть из воды и поместить в сухое и теплое место, снова откроется. Мы решили, что это свойство поможет нам определять влажность воздуха. Так шишка- гигрометр появилась у нас на метеостанции.

  Глубину снега осенью, пока он лежал тонким слоем, мы измеряли обычной линейкой. Когда дети поняли, что скоро линейкой измерить толщу снега мы не сможем, задались вопросом – чем же ее заменить? Предложения были разные: склеить две линейки, купить портновскую линейку. Но остановились мы на более простом варианте - черенок для граблей. Он идеально ложится в руку ребенка, легкий и имеет достаточную длину. Разметку нанесли с помощью цветной самоклеящейся бумаги. Каждая полоска имеет ширину 5 сантиметров. Измерение глубины снега стало любимым занятием детей, потому, что можно было официально залезть в сугроб, да еще и со снегомером.

После этого все приборы были установлены на метеоящике, в боковых стенках которого были проделаны отверстия, чтобы температура внутри соответствовала температуре снаружи.      

  Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

 Сначала наблюдать за небом и облачностью, замеряем глубину снежного покрова, затем с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силе ветра. После этого с помощью флюгера определять направление ветра, определять температуру воздуха с помощью термометра, влажность воздуха с помощью сосновой шишки. Теперь дети с интересом ежедневно посещают метеостанцию, снимают показания приборов, записывают их в таблицу и размещают в уголке природы.

  Далее планируем пополнить метеостанцию дождемером, барометром, солнечными часами. С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды, мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из растений – «предсказателей погоды»:

 Ноготки, одуванчики, вьюнки и т.д.

       Итогом проекта будет презентация метеостанции для родителей. Где дети расскажут и покажут, как они научились наблюдать за погодой, фиксировать свои наблюдения и предсказывать погоду.

    Данная работа вызывает у детей массу положительных эмоций. Поэтому предлагаем и вам воспользоваться нашим опытом работы и разнообразить наблюдение за погодой и природой, сделать его более интересным для детей.

                           

                                     Спасибо за внимание!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок  финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Консультация для родителей«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...