Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Мамзонова Ирина Альбертовна

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок  финансовой грамотности у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_finansovaya_gramotnost.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Формирование предпосылок  финансовой грамотности

у старших дошкольников»

Подготовила; Мамзонова И.А.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка»

Цель: повышение компетентности педагогов в организации образовательной деятельности с детьми по формированию предпосылок  финансовой грамотности.

Сл 2 25 сентября 2017 года утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения» в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение количества финансово образованных граждан.

Цель Стратегии повышения финансовой грамотности населения: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.

Разработанный план мероприятий (дорожная карта) по реализации Стратегии определяет, что в практику образовательных организаций всех уровней системы образования должны быть  внедрены образовательные программы в области финансовой грамотности на постоянной основе.

На этапе же обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании предпосылок финансовой грамотности.

Сл 3 Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости  и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, положительной  ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

На сладе 3 Задачи педагогической деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности:

  • Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы, бюджет и др.).
  • Формировать понимание основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
  • Развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
  • Формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
  • Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  • Формировать полезные экономические привычки: трудолюбие, бережливость, честность ответственность; приобщать к некоторым традициям русского народа (меценатство-благотворительность);
  • Воспитывать уважение к труду, людям труда, бережное отношение ко всем видам собственности.

В работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективны наглядные,  игровые, практические методы и приемы.

Методы и приемы

Словесные

Наглядные

Практические, игровые

Рассказы воспитателя,

Рассказы детей,

Беседы

Художественное слово

Наблюдения, экскурсии (виртуальные в т.ч.)

Моделирование

Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры (ИКТ)

Театрализация

Сюжетно-ролевые игры

Квест-игры

Ситуационные задачи (проблемные ситуации)

Проектная деятельность (детские исследовательские проекты)

Мастерская

Как же организовать образовательную деятельность по реализации задач, определенных Стратегией и использовать все методы и приемы?

В прошлом году в учреждении разработана и реализована система работы. Я ее предложила вам во время нашей первой встречи с творческой группой в октябре. Тогда мы договорились, что мероприятия из системы вы будете включать в календарный план. Я думаю, некоторый опыт работы по этому направлению вы уже приобрели.  Предлагаю обсудить вариант системы для реализации в течение двух лет (в старшей и подготовительной группах).

Если в старшей группе мы даем первоначальные представления об экономических понятиях, то в подготовительной группе наша задача эти представления расширить и закрепить, сформировать некоторые привычки и умения применять знания в жизненных ситуациях.  

Прошу вас внимательно изучить систему работы и дополнить разделы  «методы и приемы» и  «развивающая среда» своими предложениями. (вам необходимо определить атрибуты для сюжетно- ролевых, режиссерских игр, дополнить перечень художественной литературы, пословиц и поговорок, содержание работы с родителями)  

На примере темы «Потребности» предлагаю рассмотреть задачи формирования предпосылок финансовой грамотности, методы и приемы и содержание  в старшей и подготовительной группе.

Задачи в старшей группе

Методы и приемы

Задачи в подготовительной группе

Методы и приемы

Содержание развивающей среды

Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях  «потребности», «жизненно важные потребности», желания, «возможности», формировать умение группировать потребности на желания и жизненно важные потребности

Рассказ воспитателя «Что необходимо человеку? «Потребности. Желания и необходимость»

Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим»

Составление интеллект- карты «Наши потребности»

Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты» и др.

Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,

мультфильма «Ох и Ах идут в поход»

Чтение и обсуждение В.Катаев «Цветик-семицветик»,  

«Как коза избушку построила» К.И.Чуковский «Телефон»

Расширять у детей представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях  «потребности», «возможности», закрепить  представления о разных видах  потребностей (физиологические, потребность в безопасности, в образовании,  потребность в общении и семье, другие потребности).

Рассказ воспитателя «Учимся планировать»

Решение ситуационных задач «Что важнее?», «Выбираем покупку»

Д\и и упражнения (икт) «Потребности», «Надо и хочу», «Семейный бюджет», «Груша-яблоко», «Размен», «Семейный бюджет», «Что нельзя купить за деньги»

Викторина «Разумные траты сказочных героев»

Работа с  интеллект- картой «Наши потребности»

Решение кроссвордов и ребусов

Работа с половицам и поговорками: Дружба дороже денег

В гостях хорошо, а дома лучше

Знание приобретешь — не пропадешь.

Чтение «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Осеева Волшебное слово

«Сказ про то, как дед и баба забыли про семейный бюджет»

Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Поликлиника», «Фермер»., «Супермаркет», «Семья», «Банк» и др

Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: игровые  наборы  «Поликлиника», «Салон красоты», деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб, 20 руб

Видеофайлы мультфильмов

Презентация с иллюстрациями из сказок

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/19/kartoteka-ekonomicheskih-skazok-dlya-doshkolnikov

Работа с родителями

 «Работа с родителями:

Буклет «Расскажите ребенку о жизненно необходимых потребностях и желаниях»

«Учите ребенка считать деньги»

Мастер-класс «С детьми играем -финансовую грамотность развиваем»

Реализуя представленные задачи, мы можем получить такие результаты усвоения материала.

Сл 4 Ожидаемый результат:

Старшая группа

Подготовительная группа

Дети знают:

 1. о профессиях родителей, о результатах  труда (товар, услуга);

2. что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются; .

3. что такое семейный бюджет, о доходах и расходах

4. о потребностях человека, о возможностях их удовлетворения

5. не все продается и покупается главные ценности– жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь;

6. о полезных экономических привычках: быть бережливым, заботливым, экономным, трудолюбивым;

7. об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина;

8. что такое реклама, ее назначение.

Дети могут применять полученные представления о финансовых категориях в игровой и бытовой деятельности

Дети знают:

1. о некоторых современных профессиях, о том, как можно  получить профессию;

2. из чего складывается цена товара и услуги, о ресурсах, их экономии;

3.о разнообразии денежных единиц, о понятии «долг»: о правилах финансовой безопасности;
4.о том, что бюджет  нужно планировать;
5. о разных потребностях человека, о возможностях их удовлетворения;

6. о разнообразии торговых предприятий, об их различиях, о понятиях «торг»;

7. о полезных экономических привычках. о благотворительности;

8. о профессиях рекламодатель, дизайнер, копирайтер,  о разных формах рекламы, о рекламных уловках.

Дети применяют полученные представления о финансовых категориях в игровой и бытовой деятельности.

Основные понятия по теме «экономическое воспитание»  в  детском саду.

Тема

 Понятия

Труд

Труд, домашний труд, работа, продукт, премия; рабочее место, рабочее время;

профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир;

 орудия, предметы труда, инструменты,  «трудиться, работать, зарабатывать»,

Товар и услуги

Продукт (результат) труда, товар, услуга, «товар», «полезность товара», «цена», «покупка», «продажа», бартер

Деньги

деньги, валюта, монеты, купюры;  цена, дороже, дешевле;  покупать, продавать, брать в долг;  накопить, растратить, проценты; бюджет

аукцион, лотерея, лот. бартер, выгодно, не выгодно,

Семейный бюджет

Семейный бюджет доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, пособие для детей, потребности, желания, карманные деньги, личный бюджет

Потребности

Потребности, жизненно важные потребности, желания, возможности, разных видах потребностей (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье)

Магазин и покупки

Рынок, магазин, киоск, супермаркет, универсам, торгово-развлекательный центр

Полезные привычки

Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, ответственность, самостоятельность, благотворительность

Реклама

Реклама, рекламировать, рекламное агентство, формы рекламы (текст, картинка, видеоролик, звукозапись), дизайнер, копирайтер.  

1. Сюжетно-ролевая игра

Наиболее эффективным методом формирования предпосылок финансовой грамотности является сюжетно-ролевая игра. Дети должны в детском саду играть  в «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка», «Салон красоты» и т.д.), чтобы успешно социализироваться, научиться взаимодействовать и  расширить представления об экономических категориях, научиться применять знания в практической деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В «Методике комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой»  Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой выделены 4 компонента комплексного руководства:

1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)

2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)

3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)

4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).

Предлагаю рассмотреть руководство сюжетно-ролевой игрой на примере игры «Поликлиника» в старшей группе

Руководство сюжетно-ролевой игрой «Поликлиника» в старшей группе

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Способы организации деятельности детей

Предварительная работа: обогащение социального опыта.

Рассказ  воспитателя «Мое обращение к врачу в поликлинике»

Беседы «Как устроена поликлиника», «Какие врачи работают в поликлинике?», «Результат труда врача»

-познавательные сообщения «Профессия медицинский регистратор»,  «Процедурный кабинет»,

Рассматривание иллюстраций с изображением медицинских инструментов и оборудования.

- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада

-дидактические игры «Кому что нужно?», «Что лечит доктор?» - (педиатр, офтальмолог, отоларинголог, травматолог), «Что для чего?»  

-Решение проблемных ситуаций  «Пациент пришел в поликлинику и не знает, к кому обратиться. Расскажи, что ему делать».  

 -чтение художественной литературы А.Барто Володя болен,  С.Михалков Грипп, Э. Мошковская «Пускай они скучают, Чуковский Доктор Айболит

-просмотр видеоурока для дошкольников "Профессия Врач". https://www.youtube.com/watch?v=-hz-ZN5jzeE 

- Игровое упражнение «Составление рассказа» -составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о профессии (из личного опыта детей)

Обогащение игрового опыта- способов игрового действия

- взятие педагогом роли на себя (главной или второстепенной) (нечасто, по необходимости) с целью обучения игровым действиям: н-р, воспитатель берет на себя роль регистратора и демонстрирует игровые действия: общается с пациентом, записывает на прием к  нужному врачу, выписывает талон,  оформляет (выдает) карту,  разносит карты по кабинетам врачей, принимает вызов врача на дом по телефону

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

- игры-диалоги «разговор по телефону»: «Вызов врача», «Запись на прием»,  - учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них.

- обучающие игры - диалоги: врач-больной, врач-медсестра,

- игра-драматизация  сказки «доктор Айболит», «Прививка»

 - различных ситуациях, связанных с работой доктора.

Создание предметно-развивающей среды

- внесение ширмы с изображением кабинета доктора,  табличек с обозначением врача специалиста, регистратуры

- формирование чемоданчиков с набором инструментов для врачей различных профессий.

- постройка из модулей машины «Скорой помощи».

- привлечение родителей к созданию атрибутов

Мотивация к игре

- Внесение каких-то новых атрибутов для игры (н-р, внести стойку (ширму) с надписью «регистратура».

- обращение к опыту детей (рассказ ребенка о визите к педиатру, вспомнить событие в группе -медосмотр),

 - создание проблемной ситуации

Распределение ролей, обсуждение игрового замысла

Договориться (врачи первой смены, врачи второй смены), по желанию, использовать считалку,

Поддержание интереса к игре (обогащение сюжета)

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) Н-р, машины скорой помощи все заняты, а пациента нужно срочно увезти из поликлиники в стационар  

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

Н-р, нет записи к врачу, регистратор предлагает платный прием вне очереди. Пациент идет в кассу, оплачивает прием, кассир знакомит с ценами, принимает оплату

В парке рядом с поликлиникой  стало плохо пожилому человеку. Что делать?

Какие задачи по формированию предпосылок финансовой грамотности  будут решаться в ходе игры

Расширять у детей представления о профессиях взрослых, о профессиональных действиях.

Развивать умение производить операции с деньгами (оплата услуги врача, покупка лекарств в аптеке по рецепту)  

Воспитывать уважение к труду взрослых, культуру общения и поведения общественных местах.

Практическое задание.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обратиться к сюжетно-ролевой игре «Магазин», которая является самой распространенной и доступной для дошкольников по всем параметрам (атрибуты, маркеры пространства, близость к опыту детей).

 Заполните таблицу  «Руководство  сюжетно-ролевой игрой «Магазин»  в старшей группе и в подготовительной группе.  Можете выбрать другую сюжетно-ролевую игру, например, «Семья» + «Парикмахерская» +«Доктор»,  «Банк».

2. Решите ситуационные задачи.

Еще один актуальный  практический метод -это решение ситуационных задач, проблемных ситуаций.

Предлагаю вам три задачи. К каждой задаче напишите все возможные варианты решения этих ситуаций, которые вы обсудите с детьми.

Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами.

Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте  поможем им быстрее реализовать свой товар и уехать домой.

  1. Стоят торговцы: у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что им сделать, чтобы скорее продать (реализовать) товар?

  1. Стоят два продавца. На прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Посоветуйте каждому, как выгоднее продать фрукты?

3) Проблемная ситуация «Как поступить»:

В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.

* Как ты поступишь?

1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?

2. Молча уйдешь в другой магазин?

3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов  с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Материалы к семинару-практикуму по теме: "Аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Данный материал представлен в виде таблицы, в которой нашли свое отражение основные направления работы по данному вопросу. Формировать звуковую культуру речи или ЗКР у детей дошкольного возраста можно...

Семинар-практикум "Пластилинография- как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Пластилинография – это один из видов нетрадиционной изобразительной деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полу-объемных объектов на гори...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»

Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....