Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Лариса Васильевна

Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самая маленькая, но самая близкая экономика Выполнила воспитатель МАДОУ дс кв №12: Леонова Л.В.

Слайд 2

Актуальность Мир , в котором мы живём – мир экономических отношений и нашим детям, рано или поздно приходится с ним сталкиваться. Часто в семье обсуждаются те или иные финансовые вопросы, в магазине родители не всегда могут выполнить их пожелания. А переход в школу ставит перед будущим школьников проблему обеспечения себя необходимым: перемещение в транспорте, покупку завтраков и канцелярских товаров. Поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагогам необходимо создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве товаров, потреблении и прочих важных понятиях.

Слайд 3

Цель: С одействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности , формирование навыков и умений в современных рыночных отношениях.

Слайд 4

Задачи: Сформировать понимание значения труда в жизни человека . Познакомить с процессом производства товаров и их потреблением. Расширять знания детей о профессиях, воспитывать уважение к трудящимся людям. Способствовать развитию разумных потребностей . Сформировать понятие о том, что каждый товар имеет свою цену . Познакомить с деньгами: • их внешним видом ; • номиналом; • деньгами разных стран . Познакомить с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей; пенсия бабушки с дедушкой; стипендия старшей сестры или брата . Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Научить полезным бытовым привычкам.

Слайд 6

Знакомя детей с различными профессиями , воспитываем уважение к трудящимся людям.

Слайд 7

Формируем понятие о том, что каждый товар имеет свою цену

Слайд 8

Знакомим с деньгами: их внешним видом, номиналом

Слайд 9

учим полезным бытовым привычкам и бережливости

Слайд 12

Формируем привычку бережно относиться к предметам и игрушкам

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы; воспитатели группы; родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь - апрель 2019-2020уч.г.).

Актуальность проекта:

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  • Познакомить с процессом производства товаров и их потреблением.
  • Расширять знания детей о профессиях, воспитывать уважение к трудящимся людям.
  • Способствовать развитию разумных потребностей.
  • Сформировать понятие о том, что каждый товар имеет свою цену.
  • Познакомить с деньгами:

               •        их внешним видом;

               •        номиналом;

               •        деньгами разных стран.

  • Познакомить с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей;

                                      пенсия бабушки с дедушкой; стипендия старшей сестры или брата.

  • Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  • Научить полезным бытовым привычкам.

Ожидаемые результаты  проектной деятельности:

Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретут дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разработают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Интегрированная НОД;

Продуктивная деятельность;

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»)

Ресурсы:

1.Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

9. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Интернет ресурсы : https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

План работы по реализации проекта

Блок «Потребности и возможности»

Октябрь-ноябрь

1. Познавательное развитие «Потребности. Какие они?».

Задачи: учить различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

2. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

3. Развитие речи и общения «Мои потребности».

Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

4. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».

Задачи: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.

5. Игра-занятие «Заветные желания».

Задачи: закрепить представления детей о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь; воспитывать упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

6. Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».

Задачи: закрепить представления детей о первоочередных нуждах человека; развивать воображение, умение самостоятельно принимать решения; формировать разумное поведение в различных жизненных ситуациях.

7. Моделирование произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Задачи: учить детей по картам-схемам составлять описательный рассказ, помочь им понять значимость жизненно важных потребностей; воспитывать чувство благодарности к тем людям, которые прилагают максимум усилий, чтобы помочь другим.

Блок «Деньги. Труд. Профессии»

Декабрь-январь-февраль

1. Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» .

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

2. Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

3. Беседа «Профессии  моих родителей».

Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать речь; умение поделиться с товарищами знаниями о трудовых навыках, пользе для окружающих людей различных профессий на примере близких людей; воспитывать уважение к людям труда.

4. Занятие «Деньги и товары».

Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.

5. Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет».

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.

6. Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

7. Просмотр видеоматериалов  о производстве товаров на заводах.

Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.

8. Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».

Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

10. Конкурс «Назови профессию».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

Блок «Бюджет семьи. Доходы и расходы».

Март-апрель

1. Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

2.Сюжетно - ролевая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

4. Решение проблемных ситуаций «Как три поросёнка хотели стать экономистами».

Задачи: учить детей решать различные проблемные задачи, используя при этом арифметические действия сложения и вычитания, обозначать полученный результат цифрами и знаками (больше, меньше, равенство); развивать элементарное умение планировать расходы; воспитывать целеустремлённость, взаимовыручку.

5. Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».

Задачи: формировать представление об электричестве; расширить знания детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами; воспитывать бережное отношение к электроэнергии.

6. Лепка «Наши помощники — электроприборы».

Задачи: дать представления о профессиях, относящихся к производству электроприборов; повторить изученные приёмы лепки; развивать мелкую моторику руки, абстрактное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца.

7. Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».

Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.

8. Игра-занятие «Накопление и потребление».

Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.

9. Дидактическая игра «Доходы семьи».

Задачи: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

10. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

.

3 этап – Заключительный: 

Итоговое мероприятие:

Проведение родительского собрания «Дети и деньги»        

Задачи: повышение интереса к изучению основ финансовой культуры дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.        

Мониторинг:

 КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

Анализ:

В беседах с детьми индивидуально и при наблюдениях за детскими играми  были оценены грамотное отношение детей  к деньгам, чувство бережливости, осознания ценности денег, но в то же время понимания, что деньги зарабатываются трудом и не все в мире можно купить.

Вывод:

Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по экономическому воспитанию дошкольников, данная работа приближает детей к реальной жизни, формирует деловые качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок  финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Консультация для родителей«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...