Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников посредством STEAM проектов
статья

Егорова Ольга Николаевна

С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников посредством STEAM проектов

Егорова Ольга Николаевна,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации, цифровизации и глобализации экономики. Этот период характеризуется появлением новейших технологий. Педагогу необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы помочь ребёнку легко интегрироваться в окружающем мире, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. 

Поэтому сейчас уделяется пристальное внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Однако в силу возраста его недостаточный личный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания ребенком и требуют тесного взаимодействия его со взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Поэтому перед современными педагогами стоит достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как одного из составляющего компонента функциональной грамотности.

Международные образовательные стандарты дают характеристику естественнонаучной грамотности: способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Изучив и проанализировав современные образовательные технологии и программы, я пришла к выводу, что авторская программа Екатерины Александровны Беляк «Детская универсальная STEAM – лаборатория» является эффективным инструментом для формирования естественнонаучной грамотности дошкольников на основе научно-исследовательской деятельности.

Это совершенно оригинальная методика, построенная на основе современного подхода STEAM – образования с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность посредством геймифицированных технологий.

Все программы построены по принципу «от простого к сложному» с рекомбинацией видов деятельности: игра, творчество, STEAM – проекты.

Преимущества данной методики заключается в том, что реализация модели взаимодействия ребенок-воспитатель, когда дошкольники выступают в роли «лаборантов» и «коллег» воспитателя, позволяет педагогу через сюжетно-ролевые игры с роботом, творческую, исследовательскую и проектную деятельности

строить образовательный процесс на основе междисциплинарного и научного подходов.

Занятия с дошкольниками в STEAM – лаборатории – это большой труд для педагога, но огромное удовольствие и настоящая игра для ребят.

Сюжетно-ролевая легенда на каждом занятии является для ребят стимулом для нахождения выхода из проблемной ситуации, решения задачи, стоящей перед главным героем легенды - Робомыши Мики Бот.

Работая в лаборатории, дети перевоплощаются в учёных, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, биологов, химиков.

В структуре каждого занятия обязательно есть практическое исследование и STEAM-проект, в процессе которых дошкольники опытно-экспериментальным путем узнают, что такое Винт Архимеда, изучают химические свойства веществ, исследуют законы физики, эффекты разложения света, постигают математические закономерности и многое другое.

Например, в STEAM проекте «Балансирующий робот» дети познакомились с понятием баланса и центр тяжести.

На первом этапе необходимо было создать по шаблону своего робота и разукрасить его. Затем на втором этапе опытным путем найти ту заветную точку именуемой центром тяжести (например, попробовать прикрепить монетки в разные части робота, чтобы попытаться заставить робота балансировать на пальцах или спинке стула).

Очень увлекательный получился STEAM – проект «Надуваем шар содой и уксусом», где дети познакомились с химической реакцией – нейтрализация.

Объяснение для детей очень простое. Все, что нас окружает, состоит из молекул. Очень часто разные виды молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса. В результате химической реакции, которая называется нейтрализацией, мы получаем новые вещества: воду, вид соли и углекислый газ, который расширяется внутри бутылочки и шарика, поэтому шарик и надувается.

Многие ребята предположили, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надули гелием.

Обращаю, внимаю детей на то, что Гелий легче воздуха, поэтому шары, надутые им, взлетают. А углекислый газ тяжелее воздуха, и шарик, надутый им, не взлетает.

В процессе проекта «Газовые гиганты» проводили исследования на основе одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нем давление.

В результате в первом опыте выяснили, что в соответствии с законом Бернулли давление в струе воздуха, выдыхаемое ребенком, ниже, чем атмосферное, поэтому сила атмосферного давления с боков, когда ребенок дует на шарик, сближает их.

Во втором случае, струя быстро движущегося воздуха имеет меньшее давление, чем воздух вокруг нее. Это значит, что струя воздуха буквально засасывает шарик. Кроме того, давление воздуха над шариком меньше, чем под ним, и это позволяет шарику не падать.

В заключение своего выступления хочется отметить, что реализация практико-ориентированных STEAM – и исследовательских проектов у старших дошкольников формирует научное мышление, в процессе работы у дошкольников закладываются основы научно-исследовательской деятельности. Дети способны выявлять проблемы,  делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и принимать соответствующие решения. Это и является ориентиром формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...