Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Предварительный просмотр:

Тема «Мамин праздник» (женские профессии)

«Я маму мою обидел» (Э.Мошковская)

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

«Моя мама пахнет хлебом» (В.Сухомлинский)

В детский сад пришли два новичка Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

— Где работает твоя мама?

— А разве ты не догадался? — удивился Коля. — Она же так пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама где работает?

— А ты не знаешь? — сказал Толя. — Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

— И врач? — спросил Коля.

— И врач, — ответил Толя.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).

Изобразить добродушную маму, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

  • Артикуляционная гимнастика

Папа очень сильный был (поднимаем язык наверх к носу)

Маме он цветы дарил (собираем губы в бутончик, держим трубочку 5-7 сек)

Мама мило улыбнулась (улыбка без зубов на счет 5-7)

Рассмеялась (заборчик- 5-7 сек)

Повернулась (часики 5-7 сек)

Вот и бабушка пришла

Нам конфетки принесла (упираемся сильным языком во внутреннюю часть одной, затем другой щеки)

«Как язычок поздравлял маму с 8 марта»

Он достал гладильную доску (открыть рот, вытянуть узкий язычок), включил утюг и начал гладить бельё (улыбнуться, обнажить зубы,

протискивать язык между зубами вперёд-назад).

На кухне язычок перемыл много посуды: чашки (рот открыт, язык приподнят, боковые края кверху, удерживать под счет), большие

тарелки (рот широко открыть, облизывать губы справа налево), широкую сковороду (широкий язы положить на нижнюю губу

и удерживать).

Потом язык поставил на стол вазу с красивыми цветами (рот открыт, язык дотрагивается до верхней губы), большой торт (рот открыт,

широкий язык дотрагивается до верхних зубов).

  • Развитие мелкой моторики

Мама, мамочка, мамуля, любимая моя.

Поочередно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке.

Ведь ты знаешь, мамочка,

как я люблю тебя.

Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить

  • Развитие общей моторики

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

Я стираю, полощу, воду с ручек отряхну,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу и словечка не скажу. (З. Агранович)

Движения по тексту.

Лексика

существительные: весна, солнце, снег, подснежник, сосулька, капель, март, потепление, женщина, поздравление, праздник, подарок, сюрприз, цветы, мимоза, тюльпан, открытка, любовь, забота, радость, печаль, удивление, страх, гнев, улыбка; названия женских профессий;

прилагательные: ранняя, теплый, солнечный, звонкий, душистый, долгожданный, весенний, родная, любимая, заботливая, строгая, счастливая, ласковая, стройная, умная, трудолюбивая, красивая, внимательная, серьезная, дорогая, взрослая, вежливая;

глаголы: приходить, наступить, светить, греть, пригревать, таять, готовить, поздравлять, дарить, получать, радоваться, гордиться, желать, хвалить, стараться, ухаживать, заботиться, растить;

наречия: ласково, весело, дружно, нежно;

антонимы: добрая – злая, грязная – чистая, мягкие – жесткие; весело грустно, жарко холодно;

По произведению «Я маму мою обидел» Э.Мошковской:

тайга, руда; бурная, печальный, молчаливый, реактивный.

По произведению «Моя мама пахнет хлебом» В Сухомлинского:

новички, лекарства, врач, пекарь.

Грамматический строй речи

1. Образование существительных мн.ч. в разных падежах. Р.п. ед. и мн.ч. Бабушка печет много пирогов. Т.п. ед. и мн.ч. Мама согреет сердцем, душой. П.п. ед. и мн. ч. В этот день говорим о мамах, бабушках и т.д.

2. Согласование прилагательных и числительных в сочетании с существительными. Одна старшая сестра…две…

3. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: «Какой? какая? какие?» (мама – добрая, красивая, умная.)

4. Образование названий профессий с помощью суффиксов -иц-, -их-, -к-. Воспитатель - воспитательница, портной - портниха, ткач - ткачиха, артист - артистка.

5. Образование глаголов с помощью приставок. Гладить – погладить, выгладить, загладить, отгладить.

6. Образование однокоренных слов. Мать – мама, мамочка, мамулечка, матушка, материнский, мамин, …

7. Образование притяжательных прилагательных. Мамина, сестрина, бабушкина, тетина, …

8. Образование сравнительной степени прилагательных. Моя мама красивая, а моя еще ...красивее. Моя мама ласковая, а моя еще ...ласковее.

9. Образование сложных слов. Голубоглазая, черноволосая… Почему так называют?

10. Предложно-падежное управление.

- У кого кто? ( У Коли мама врач. У Толи мама пекарь.)

Связная речь

«Я маму мою обидел» Э.Мошковская

Беседа по содержанию:

- Что сделал мальчик?

- Что он чувствует из-за своего поступка?

- Почему он думает, что много лет не сможет помириться с мамой?

- Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Заучивание отрывка или целого стихотворения.

«Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинский

Беседа по содержанию:

- Как звали мальчиков в рассказе?

- Куда они пришли с мамами?

- О чём стали говорить мальчики?

- Всегда ли можно догадаться по запаху, кем работает человек?

- Как вы думаете, можно ли сказать, что чья-то профессия важнее?

Пересказ рассказа без зрительной опоры, при необходимости использовать словесный план.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

Развитие психологической базы речи

Развитие эмоционально-волевой сферы

Психогимнастика. Пластические этюды

Выражение эмоционального и психофизического состояния

изобразите ласковую маму, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

Образные перевоплощения

Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.

Изобразите, как мама, бабушка, сестра выполняют домашние дела.

Игра «Необычный букет»

- подари маме необычный букет из ласковых слов. Придумай столько ласковых слов, сколько цветов ты видишь в вазе;

- продолжи восклицательное предложение о маме: Моя мама самая …!

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с авторами произведений «Я маму мою обидел» Э.Мошковской и «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинским.

Чтение, беседа о прочитанном.

Игровая ситуация «Помоги маме сварить суп»

Ситуативная беседа «Что я люблю делать вместе с мамой, бабушкой»

Изготовление праздничной открытки (поделки) для мамы, бабушки, сестры.

Подготовка к поздравлению девочек группы

Заучивание стихов к празднику «8 марта»

Рисование «Милой мамочки портрет»

Аппликация «Букет для мамы»

Объяснение пословиц, поговорок о маме.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мамин день», «Салон красоты», «Кафе».

Подвижная игра «Платки»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

Песня «Мама» муз. Б.Жерар сл.Ю.Энтин

Пение

«Мамочка» муз. Л.Гавришевой, сл. Н.Нищевой

«Хорошо рядом с мамой» муз.А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной

Развитие танцевально-игрового творчества

Танец «Бабушка, испеки оладушки» муз и сл. И.Конвенан

Развитие ритмической способности

Музыкально-ритмическая ига «Повтори ритм»

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений «Я маму мою обидел» Э.Мошковской и/или «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинского.

Обсуждение прочитанного.

Рекомендации: рассказать ребенку о том, почему называют Мамин день, научить словам поздравления для мамы, бабушки, сестры, воспитателя, побеседовать о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача, объяснить, кто, что делает на работе, какую пользу приносит.

Заучивание стихов для мамы, бабушки.

Выставка портретов мам «Самая любимая»(совместное с папами творчество)

Оформление информационного стенда «Логопед советует» по лексической теме «Мамин праздник (женские профессии)».

Цифровые образовательные ресурсы

«Я маму мою обидел»

«Моя мама пахнет хлебом»

«Мама-первое слово» Советские мультфильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников «В мире книг»

Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»Вид проекта: творческо - исследовательскийУчастники проекта: дети  подготовительной группы, воспитатели, муз...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...

План по самообразованию «Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы посредством художественной литературой сибирских писателей ».

Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо начинать с формирования представлений...