Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Скибина Наталья Андреевна

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи  литературного  воспитания

1 Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам , желание внимательно их слушать.

2 Обогащать читательский опыт за счет разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов.

3 Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.

4 Способствовать восприятию и пониманию текста детьми , помогать мысленно представит  события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

5 Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности , на интонационную выразительность рассказчика .

6 Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. В детском саду чтение произведений  разных жанров сопровождает ребенка на протяжении всего дня (в режимных моментах, во время наблюдения, во время художественной деятельности, игры и т.д). Художественная литература знакомит и объясняет ребенку  окружающую его действительность. Показывает ему жизнь человека, человеческие взаимоотношения , мир природы, животных. Чтение литературных произведений развивает мышление и воображение, обогащает представление об окружающем мире, развивает эстетический вкус приучая  ко всему прекрасному, особую роль оказывает на развитие речи малыша . Основная  задача  детского сада и воспитателя это привить любовь ребенка к художественному слову, уважению к книге, желание общаться с ней. Знакомство с художественной литературой происходит при чтении произведений разных жанров: сказок, рассказов, стихов, загадок, потешек, песенок, прибауток .Дети начинают  понимать на конкретном примере содержащиюся  в произведении окружающую действительность и соотносить её с реальной  жизнью. Усваивая содержание сказки, ребенок запоминает слова различных героев и начинает использовать  их в своей речи. Художественная литература знакомит детей с красотой и образностью русского языка. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами. При прослушивании произведения в центре внимания находится главный герой. Дети представляют его образ, внимательно следят за его поступками , бурно переживая за него, как бы проживая его жизнь вместе с ним. Особо значимую роль в осознании текста имеют иллюстрации, они помогают наиболее верно представить героев и нарисовать  наиболее точную картину событий.  Воспитатель должен учить детей правильно воспринимать литературное произведения . Ребенок должен усвоить не только его содержание, но и понять настроение, чувство которое хотел передать автор, должен научиться анализировать произведение. Для наиболее успешного освоения произведения воспитатель должен создать наиболее благоприятные условия, что бы дети с интересом дослушивали его  до конца.  После того, как произведение прочитано, воспитатель должен провести беседу, что бы уточнить содержание прочитанного, и помочь донести до ребенка сущность прочитанного.  Кроме того широко используются после прочтения произведения игры инсценировки , театрализация, художественная деятельность, что доставляет ребенку огромную радость .Большое  значение имеет правильный подбор книг. Книга должна положительно  влиять на  литературное развитие ребенка и прививать любовь и желание читать, формировать его духовные ценности. Так же стоит учитывать доступность прочитанного материала. В круг чтения у детей младшего возраста входят русские народные произведения, русский народный фальклор, фальклор народов мира, произведения зарубежной литературы отобранные с учетом возрастных особенностей детей.   Занятие по ознакомлению детей с литературными произведениями   требует от воспитателя особой подготовки.   Также прививать любовь к книге должны и в семье . Только при совместной работе детского сада и родителей  можно будет  добиться эффективного результата по ознакомлению детей с художественной литературой.

Используемая литература    

 1      Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.

2  Л.М.Гурович  « Ребенок и книга». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.  

3   О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим  дошкольников с литературой».  Творческий центр Сфера» Москва 1999г.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться эмоции и чувства. Изменения в эмоциональной сфере...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...