Проект "Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы"
проект (подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Рекомендации родителям и педагогам, что почитать детям о дружбе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы»

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение ребёнка нравственными представлениями и понятиями. В этом плане велика роль родителей по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе. Детям необходимо прививать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям; обогащать представления о разнообразии книг, жанрах произведений; закреплять правила культурного обращения с книгами.

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Самыми большими помощниками в развитии дружеских взаимоотношений у детей станут замечательные русские народные сказки, знакомящие с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, произведения зарубежных авторов Шарль Перро, Андерсен, чтение и обсуждение произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка – добрая душа») можно поделиться своими мыслями о том, что хорошо быть похожим на добродушного и готового всегда прийти на помощь мальчишку, и совсем не охота на Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети будут добродушно смеяться над трусливым мальчишкой – персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждать отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого, «Огурцы» Н. Носова. Обязательно вместе надо рассматривать иллюстрации, а затем можно предложить нарисовать или слепить героев прочитанных произведений.

Можно вместе с детьми создать книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев; книжки-малышки, загадки, пословицы и поговорки или самому придумать загадку, пословицу. Воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться только рамками детского сада, но и должна быть обязательная связь с семьей. Кто, как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу.

Дети будут более любознательны; научатся дружно играть, договариваться, делиться; использовать в речи вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием будут помогать и старшим и сверстникам.

Беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение ребёнка нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Самыми большими помощниками в работе с детьми стали книги, создали в группе небольшую, но постоянно пополняющуюся библиотеку, в которой появились замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, произведения зарубежных авторов.

Читали с детьми в любое свободное время. После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка – добрая душа») дошкольники делятся своими мыслями о том, что хотят быть похожими на добродушного и готового всегда прийти на помощь мальчишку, и совсем не хотят быть похожими на Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, добродушно смеются над трусливым мальчишкой – персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого, «Огурцы» Н. Носова. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, рисуем и лепим героев прочитанных произведений.

Вместе с детьми были созданы книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев; книжки-малышки (загадки, пословицы и поговорки) по теме «Устное народное творчество», и, как более сложное задание, самому придумать загадку, пословицу. Пополнили в группе галерею портретов русских писателей, в течение года неоднократно устраивали тематические выставки произведений: К.И. Чуковского, Николая Носова, Л. Н. Толстого, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака и т.д.  Знакомим   детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

Проведены ряд бесед: «Береги книгу», «Книга – лучший друг», «Какие бывают книги?». Цели таких бесед: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям; обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений; закреплять правила культурного обращения с книгами.

Воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с семьей. Кто, как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Поэтому были подготовлены тематические консультации: «Как поддержать интерес к чтению», «Воспитывайте будущего читателя», «Что и как читать ребенку дома».

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. — 2009. - №2. – с. 54-59.

2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. – 2008. - №3. – с. 41-46.

3. Нечаева В. Г., Маркова, Т. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1967. – 384 с.

4. Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

«Использование сказкотерапии в воспитании дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками»

Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской и зарубежной  культуры – сказками. Воспитывать у детей посредством сказкотерапии дружеские взаимоотношения, отрицательное отношени...

«Использование сказкотерапии в воспитании дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками»

Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской и зарубежной  культуры – сказками. Воспитывать у детей посредством сказкотерапии дружеские взаимоотношения, отрицательное отношени...

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

Формирование доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям, в том числе и к сверстникам, можно считать, государственным заказом....

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...