Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Литературные произвдедения для развития связной речи у дошкольников по теме НАСЕКОМЫЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Насекомые»

«Муравейник» (Н.Исаев)

Как-то раз в воскресенье в мае Петя и Саша отправились к Сашиной бабушке Ирине Алексеевне на дачу, помочь ей картошку сажать. Помощники из них старательные, не белоручки какие-нибудь. И люди они вполне самостоятельные. Второклассники уже, не малыши. Отпросились ребята у родителей, доехали на автобусе до дачного посёлка и весело зашагали по пыльной дороге. Денёк был жаркий, и ребятам захотелось пить.
— Саш, а колодца тут нигде нет? Или колонки? – спросил Петя.
— Нет, по дороге нет. Только на самих дачах. Да нам недалеко уже осталось идти. Минут пятнадцать, — обнадёжил друга Саша.
— Пить всё равно хочется, — вздохнул Петя. – Ой, смотри, муравейник. Я книжку читал недавно, там написано было, как во время войны дети в муравейник палочки совали, а потом обсасывали, будто это конфеты кислые. Давай и мы попробуем.

Ребята отломили от сухого куста две веточки. Очистили их от коры и сунули в муравейник. Через несколько минут они уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки, шагая по направлению к даче.
Сашина бабушка была им рада.
— Запарились, наверное, ребятки. Я сейчас вам квасу холодного налью, — засуетилась она.
— А мы пить уже не хотим, — порадовал её Саша. – Мы муравьиную кислоту пили.
— А вы, бабушка, в детстве палочки в муравейник совали, чтобы потом были кислые конфеты с муравьиной кислотой? – спросил у Сашиной бабушки Петя.
— Нет, Петенька. Меня с детства учили, что никакую букашку нельзя без причины обидеть. В природе всё не просто так. Муравьи свою кислоту выделяют, чтобы от врагов защититься, а не для вашей забавы, — вздохнув, сказала бабушка Пете и Саше. – Им теперь до вечера чинить муравейник придётся, а у них своих дел, наверное, по горло.
И мальчикам стыдно стало, что они муравьям ради забавы помешали свою работу исполнять.
— Мы больше ничего в муравейник не будем совать, — пообещал Саша бабушке. – Это в войну дети голодные были, поэтому они муравьиные конфеты себе делали. А сейчас конфеты в магазине купить можно. Давай, бабушка, картошку сажать, а то скоро жарко станет.
И они втроём пошли в огород сажать картошку.

«Бабочка» (В.Сутеев)

Жили-были два брата — Ваня и Вова. Так они похожи друг на друга — не отличить. Всё у близнецов одинаковое — и одежда, и игрушки. И даже собачки.

Однажды пошли они на луг бабочек ловить. Сачки взяли. И щенков с собой позвали.

Видят — над лугом бабочка летит. Красивая. Одна всего.

Кинулись к ней ребята. А щенки тявкают, рядом скачут — каждый хочет своему хозяину помочь.

Ваня и Вова бегут за бабочкой, сачками размахивают. Братьев двое, а бабочка одна. Примерились оба… р-р-раз!

И поймали… Друг друга. Ваня — Вову, а Вова — Ваню.

Тут и собаки подоспели.

Вцепились в сачки, тянут, каждый хозяина своего выручает.

Хозяев-то они спасли, да только вот от сачков одни обломки остались! Радуются собаки. А бабочка над лугом летает. Тоже радуется!

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения Мимический диктант

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

«Оля пошла погулять.

- Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

- Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

- Ой, а вдруг она меня ужалит!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

- Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц. Имитация жевания.

Упражнения для щек и губ. «Улыбка» - «Трубочка».

Упражнения для языка Языком отодвигать от зубов верхнюю губу, а затем нижнюю. Поднимать язык к верхним зубам, а затем опускать к нижним. Упереть кончик языка в левую, а затем в правую щеку.

  • Развитие мелкой моторики (с прищепкой)

Левая рука Правая рука

2 3 4 5 2 3 4 5

Ищет птичка и в траве, И среди больших лугов

5 4 3 2 5 4 3 2

И на ветках, и в листве, Мух, червей, слепней, жуков.

  • Развитие общей моторики

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась (Движения по тексту).

«Маршируют муравьи»

Лексика

существительные: стрекоза, кузнечик, водомерка, шмель, плавунец, тля, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, усики, жало, рой, улей, личинки, кокон, куколка, муравейник,

прилагательные: вредный, полезный, майский, летающий, полосатый, рогатый, хрупкий, прозрачный, тонкий, опасный, легкий, яркий;

глаголы: летать, прыгать, порхать, вредить, уничтожать, точить, грызть, поедать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить, выходить, засыпать, откладывать;

наречия: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко;

антонимы: маленький - большой, громко - тихо, быстро - медленно, вредный - полезный.

По произведению Н.В. Исаев «Муравейник»: «белоручки»; «второклассники»; «колонка»; «запарились»; «муравьиная кислота»; «дел по горло».

По произведению В.Г. Сутеев «Бабочка»: «близнецы», «луг», «сачки», «примерились».

Грамматический строй речи

1. Предложно-падежное управление. (Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

Р.п. В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев.

В.п. Кого поймал? Муху, кузнечика. Что несет муравей? Травинку, листик.

Т.п. Чем поймали бабочку? Сачком, панамкой.

П.п. Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

Закрепление употребления предлогов в, на, над, под, из-за, из-под.

2. Согласование прилагательных и числительных в сочетании с существительными. Одна большеглазая стрекоза…

3. Образование притяжательных прилагательных. Комариный, пчелиный, муравьиный.

4. Образование приставочных глаголов. Ползать – уползти, переползти, выползти, отползти, заползти. Прыгать – упрыгать, допрыгать, запрыгать, перепрыгать.

5. Образование сложных слов. Стрекоза с большими глазами – большеглазая. Бабочка с яркими крыльями – яркокрылая. Кузнечик с длинными ногами - длинноногий.

6. Подбор родственных слов. Пчела, муравей.

7. Многозначность: крыло.

Связная речь

Н.П. Исаев «Муравейник»:

Беседа по рассказу;

Пересказ рассказа близко к тексту с использованием мнемотаблицы;

Составление рассказа-описания о муравье, рассказа-сравнения о муравье и любом другом насекомом(по выбору) по схеме.

В.Г. Сутеев «Бабочка»

Беседа по рассказу;

Пересказ рассказа близко к тексту по картинному плану;

Составление рассказа-описания о бабочке по схеме.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

Упражнение «Гусеница».

Встаньте друг за другом. Руки положите на плечи впереди стоящего и присядьте. Начинайте двигаться под музыку. Остановились. На какое насекомое вы были похожи? (На гусеницу).

Упражнение «Качели-куколки».

Мы будем выполнять упражнение в парах. По очереди вы будете качаться в куколке, пользуясь поддержкой своего друга. Сначала ваш партнер превращается в куколку, закрывает глаза (ребенок садится в позу эмбриона, психолог показывает с помощью ребенка, а вы садитесь сзади него, поддерживаете за плечи и очень аккуратно его покачиваете. Выберите себе пару. Начинаем упражнение. Очень бережно покачивайте своего друга. Ваш друг полностью в ваших руках, вы сейчас отвечаете за его безопасность, за его комфорт, за его удовольствие. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»).

Поделитесь впечатлениями, приятно было выполнять это упражнение, а может быть кому-то было страшновато?Ребята, в дружбе очень важно поддерживать друг друга, ведь друзья на то и нужны, чтобы в любой ситуации, приятной или неприятной поддержать, помочь своему товарищу.

Развитие психологической базы речи

«Бабочки и цветы»

«Бабочкам» предлагается поиграть в игру: на полу раскладываются несколько цветов. Затем «бабочки» летают вокруг цветов пока звучит музыка, а потом как музыка заканчивается должны найти тот цветок, который был назван. В конце детям предлагается подышать ароматом цветов: делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот.

Игра «Геоконт»

(На геоконте сконстуировано туловище бабочки и левое крыло). Дети, посмотрите на «Геоконт». Как вы думаете, сможет ли полететь такая бабочка? Это что у бабочки? (Туловище). Одно крылышко есть, симметрично отобразите второе крыло бабочки. (Дети конструируют правое крыло бабочки на «Геоконте»).

Развитие эмоционально-волевой сферы

Игра с муравьем (снятие напряжения).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2 — 3 раза.

Упражнение «На лесной поляне»

«Ребята, представьте, что вы попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. (Звучит ритмичная, задорная музыка). Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда. (Имитация движений).

Образные перевоплощения

Изобразите обитателей луга: кузнечика, стрекозу, пчелу, шмеля и др.

Взаимодействие с воспитателем

Чтение Н.Исаев «Муравейник», В.Сутеев «Бабочка». Обсуждение прочитанного.

Комплекс утренней зарядки «Насекомые на полянке»

Беседа «Насекомые: польза или вред?».

Слушание диска со звуками, которые издают насекомые.

Чтение пословиц и поговорок о насекомых.

Наблюдение на прогулке: «Поиск муравейника», " Муравьиная тропа", «Бабочки»

Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Найди ошибку художника в рисунках насекомых».

Дидактическое упражнение «Соедини точки по порядку и узнай, кто из насекомых получится».

Настольная игра лото «Насекомые», «Разрезные картинки» (насекомые).

Работа с трафаретом «Насекомые».

Конструирование из бумаги «Бабочки на лугу» (оригами), " Жук".

Графический диктант «Бабочка».

Подвижные игры «Медведь и пчелы», " Бабочки и птицы", " Жук".

Строительная игра «Постройка муравейника».

Сюжетно-ролевая игра «Веселый муравейник».

Ситуативный разговор «О бабочках».

Игра-драматизация по изучаемым литературным произведениям.

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Квест-игра «В мире насекомых».

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

В.Шер «Бабочки», Э.Григ «Бабочка», «Мотылек», муз. С. Майкапара, «Муравьи» сл. В.Татаринова, муз. В.Кикты​

Распевка «Бабочка»

Я бабочка шалунья,
Весёлая летунья,
Порхаю по полям,
По рощам, по лугам.
Пение

«Бабочка» автор А.Яранова

«Про меня и муравья» сл.В.Степанова, муз.Д.Соколова

Танцевальная фантазия на музыку О. Мерлей «Миньон».

(Дети садятся на колени, упираясь руками в пол и склонив голову: «бабочки» спят. Сначала просыпается первая бабочка, постепенно по очереди оживают все остальные. Каждая проснувшаяся бабочка сначала потягивается, затем встаёт и выполняет различные варианты танца бабочек: лёгкий бег по кругу ,вращение в маленьких кружках, кружение в центре цветка, волнообразны движения руками).

Логоритмическая игра "Бабочка" на р. н. м. мелодию "Частушки"

И. П. Сидят на корточках, руки под ушко - спят.

Утром бабочка простнулась, встают

Улыбнулась, потянулась, потягиваются и улыбаются

Раз – росой она умылась, Руками «умывают» лицо.

Два – красиво покружилась, Кружатся вокруг себя.

Три – нагнулась и присела, Наклоняются, садятся на корточки.

На «четыре» - полетела. Машут руками (крыльями).

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли» (на развитие чувства ритма)

От друзей муравьишка отстал. (Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой.)

Ножку тонкую он поломал. (Ритмично сгибают и разгибают ноги.)

Травкой быстро ее обмотал, (Ритмично бегут на месте.)

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло. (Делают ритмичную пружинку.)

Стало сразу так страшно, темно. (Ритмично закрывают глаза ладонями)

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы! (Делают ритмичные хлопки.)

Игра «Муравьи и дождик»

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках -обручах.

В другой стороне сидит ребёнок «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны.По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («намочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

Музыкальная разминка

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений Н.Исаев «Муравейник», В.Сутеев «Бабочка».

Беседа о прочитанном.

Рекомендации: в парке, в сквере или во дворе рассмотреть насекомых, обратить внимание на муравья, бабочку; рассказать о пользе насекомых, учить бережно относиться к природе, повторить с детьми правила поведения на природе.

Папка-передвижка «Пальчиковые игры «Насекомые»

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».

Совместное творчество детей и родителей на тему «Такие разные насекомые» (книжки-малышки).

Привлечение активных родителей к распечатке раскрасок на тему «Насекомые».

Информация на стенде «Логопед советует» по лексической теме.

Цифровые образовательные ресурсы

«Путешествие муравья» - мультфильм

В.Сутеев «Бабочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...

План по самообразованию «Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы посредством художественной литературой сибирских писателей ».

Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо начинать с формирования представлений...

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы» -1

Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаме...