Важная роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка
консультация

Павлова Евгения Сергеевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Важная роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга.

Одним из показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Игры с пальчиками (пальчиковая гимнастика) – нужны не только для развития речи и мелкой моторики, но это еще и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры:

  • помогают наладить коммуникативные отношения на уровне соприкосновений, эмоциональных переживаний, контакта «глаза в глаза»;
  • имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
  • детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять
  • создается благоприятный эмоциональный фон, развивается умение подрожать взрослому, происходит обучение вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность ребёнка
  • развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
  • по освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма

Значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности.

Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек, считалочек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми младшего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые.

Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.

Приступая к пальчиковой гимнастике, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Играйте с ребенком как можно чаще, но недолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

Упражнения пальчиковой гимнастики...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей. Для воспитателей и родителей дошкольников....

Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"

Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...

«Важная роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми, имеющие нарушение звукопроизношения способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, упражнения служат как по...