Картотека игр "Кубики Никитина"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Фомина Зарина Владимировна

Борис и Елена Никитины известны у нас в стране и за рубежом, как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Они  разработали интересную систему развивающих игр.

 Главное в них – творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому мышлению.

Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx404.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Кубики Никитиных»

Пояснительная записка «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

 Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки.

Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров. Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Выявление и абстрагирование свойств.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умение выделять в предметах от одного до трёх свойств: (цвет, размер, форму), абстрагировать одни от других, называть их. Следовать определенным правилам при решении практических задач.

Игра: «Дружба»

Цель: развитие умений находить сходства и различия.

Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Педагог выкладывает фигуры. Выделяя одинаковые свойства в предложенных фигурах, дети определяют, какие фигуры дружат, или не дружат, если свойства разные.

Игра: «Кто лишний?»

 Цель: Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: На столе представлены три фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Кто лишний? (треугольник) Варианты: 1. Большой квадрат, маленький квадрат, треугольник большой, прямоугольник большой. (маленький квадрат), (треугольник) 2. Прямоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник. (треугольник) и т.п 4

 Игра: «Продолжи последовательность»

 Цель: Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам.

Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Перед детьми выложена дорожка из фигур. В дорожке дети смотрят, какая за какой по цвету фигура должна идти. Вместе с детьми разбираем правило построения дорожки. Решают, с какой фигуры начнут дорожку, и строят её. Фигуры выкладывать можно по очереди, когда каждый ребёнок подходит к фигуре и выбирает нужный и прикладывает ее к дорожке. Или работает самостоятельно, можно в паре. Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом могут придумать их сами.

По аналогии можно провести игру «Собери бусы для мамы», «Разложи в коробке конфеты» и т.п.

Сравнение. Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам, видеть в них общее или различное. Они помогают ребёнку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрении находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

Игра: «Разные дорожки»

 Цель: формировать у детей способность создавать сериационные ряды с целью понимания относительности величины, развивать умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал. Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Педагог: давай поиграем. Посмотри, какую дорожку я выложила. Какого она цвета? Сложи: - такую же дорожку; - другого цвета; - чередуя цвета; - из большего количества кубиков; - сколько всего у нас дорожек? - из каких фигур выложена дорожка? -чем они отличаются друг от друга? -какая из дорожек самая длинная, самая короткая? 5 -с какой дорожки начнем выстраивать ряд, с самой короткой или с самой длинной? - какая полоса будет следующая? - какая полоса длиннее желтой, какая короче? - сравните первую и последнюю полосу, какая из них длиннее, какая короче?

Игра: «Почти судоку» Цель: развитие логического мышления, уметь сравнивать. Материал. Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П. Предварительная подготовка: Для игры на листе картона необходимо подготовить игровое поле: толстым фломастером начертите большой квадрат со стороной 20 см и разделите его на 4 маленьких квадрата со стороной 10 см. Каждый маленький квадрат разделите (тонким фломастером другого цвета) ещё на 4 квадрата со стороной 5 см.

Описание игры: предложите ребёнку расставить все кубики в квадраты так, чтобы в каждой строчке, в каждом столбике и в каждом маленьком квадрате цвет верхней грани кубика встречался только один раз (синий, красный, жёлтый, белый). Поставьте несколько кубиков вместе с ребёнком, а затем предложите ему продолжить самостоятельно. Когда ребёнок выполнит задачу, в следующий раз вы можете сами поставить несколько кубиков, а разместить остальные предложите ребёнку (принцип судоку). По аналогии можно выложить треугольники.

Игра: «Чудо квадрат»

Цель: развивать речь, внимание и память; закреплять основные цвета. Игровая задача - самостоятельно выкладывать геометрические фигуры из кубиков Никитина «Сложи узор».  

Описание игры: давай поиграем. Посмотри, какая фигура у меня получилась. Как она называется? Какого она цвета? Сложи: - такой же квадрат как у меня; - другого цвета; - сравни кубики; - из большего количества кубиков.

Анализ и синтез. Чтобы ребенок мог сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ. А исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом, т.е. провести синтез. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Игра: «Кто быстрее» 

Цель: развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени. Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать узор из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. за 5 минут и завершить его.

Описание игры: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания узора из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. именно за 5 минут. По сигналу воспитателя дети начинают создавать узор из кубиков по образцу. Через 5 минут воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания

Игра: «Выложи по памяти».

Цель: развивать произвольное внимание, память, логическое мышление. Игровая задача – повторить по памяти узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Детям предлагается образец схематичного изображения предмета из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Затем убирается. Дети выкладывают по памяти изображение. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Игра: «Справа, как слева»

Цель: развивать образное воображение, логическое мышление, память. Игровая задача – сложить справа кубики и закончить узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Описание игры: Воспитатель: Кукла Катя собирала кубики и забыла собрать до конца узор. Нужно собрать их так, чтобы одна сторона была похожа на другую. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Игра: «Прощание с журавлями». 

Цель: развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления.

Материал: комплекты развивающей игры: кубики Никитина Б.П. «Сложи узор», схема «птичий клин».

Описание игры: Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Никитина Б.П. «Сложи узор».

Игровые действия: Воспитатель: – Какое сейчас время года?

 – Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас осенний месяц?

– Как можно назвать осень в ноябре?

– Какие изменения в природе происходят осенью?

Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц. Воспитатель: сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков «Сложи узор» 9

Литература

1.Никитины Л.А. и Б.П. «Мы и наши дети» 2.Никитин Б.П. «Развивающие игры» 3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал для занятий. Кубики Никитина "Сложи узор"

Как известно,кубики "Сложи узор" — одно из самых известных пособий Никитина, мы очень часто используем на занятиях или,как сейчас принято, в совместной организованной деятельности с детьми....

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;

Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"

Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...

Картотека игр "Кубики Никитиных"

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и инфо...

Игра "Точечки" Б.П.Никитина. Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Б.П.Никитина.

 Игра Б.П.Никитина «Точечки» - это прекрасная игра для начала обучения счету и знакомства с цифрами и числами...

Картотека схем для пособия "Кубики Никитина"

Картотека схем для пособия "Кубики Никитина" с выделенными контурами для детей с нарушением зрения...