План работы по теме самообразования
материал (средняя группа)

Кузнецова Ольга Георгиевна

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – народное творчество.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё то ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно–воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять нас своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Устное народное творчество является и важнейшим средством развития всех сторон речи детей. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Стремление изучить значение фольклорных в воспитании детей дошкольного возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_teme_samoobrazovaniya_2022-2023_uch.god_.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Кедровый»

План по самообразованию педагога

«Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»

2022-2023 уч.год

Выполнила:  Кузнецова О.Г.

                                                                                                          воспитатель

2022г.

Актуальность

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – народное творчество.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё то ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно–воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять нас своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Устное народное творчество является и важнейшим средством развития всех сторон речи детей. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Стремление изучить значение фольклорных в воспитании детей дошкольного возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Цель работы: повышение уровня собственной профессиональной компетентности по вопросу всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с устным народным творчеством.

  • проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
  • оценить целесообразность и успешность использования устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста;
  • способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросу использования малых фольклорных форм с целью воспитания детей;
  • поделиться приобретенным опытом с коллегами.

Ожидаемые результаты:

  • у детей расширятся представления о фольклоре;
  • у детей активизируется словарный запас;
  • у детей расширится запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • дети научаться внимательно слушать и понимать художественные произведения, воспринимать текст без наглядного сопровождения;
  • дети станут менее скованными, более артистичными;
  • дети станут активнее проявлять интерес к устному народному творчеству.

Этапы работы над темой

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:

1. Диагностический:

  • изучение методической литературы по теме   самообразования;
  • анализ и систематизация опыта коллег по теме.
  • организация педагогического наблюдения за воспитанниками.

2. Прогностический:

  • постановка цели и задач работы;
  • разработка перспективного плана на учебный год.

3. Организационный.

  • создание условий для проведения работы:

- создание центра «В гостях у бабушки Арины» в группе;

- составление картотек загадок, считалочек, дразнилок, мирилок, частушек, пословиц и поговорок.

- создание фонотеки с аудиосказами.

4. Практический.

  • работа с детьми по плану.

Содержание работы

Сроки

Планирование работы с детьми:

Загадки

Сентябрь

Пословицы и поговорки

Фольклорный праздник «Русские посиделки»

Октябрь

Чистоговорки

Ноябрь

Песенки

Декабрь

Считалочки

Фольклорный праздник «Рождественские колядки»

Январь

Дразнилки

Февраль

Чтение русских народных сказок

Фольклорный праздник «Идет Весна - красна, отворяй-ка ворота»

Март

Мирилки

Апрель

Частушки

Май

Планирование работы с родителями воспитанников:

Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Сентябрь

Октябрь

Конкурс «Лучшая частушка собственного сочинения»

Ноябрь

Папка – передвижка «Дети и пословицы»

Декабрь

Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

Февраль

Папка – передвижка «Развитие речи ребенка. Чистоговорки. Скороговорки»

Март

Папка-передвижка «Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми».

Апрель

5. Обобщающий.

  • организация педагогического наблюдения за воспитанниками;
  • подведение итогов;
  • трансляция опыта.

Список используемой литературы

Методическая литература:

  1. Библиотека русского фольклора. Народная проза. - М.: Советская Россия, 2018.
  2. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2017.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  4. 365 золотых стихов, загадок, потешек на каждый вечер. – М.: Омега, 2016.
  5. Науменко Г. М.; Фольклорная азбука / Г . - М. : Центрполиграф, 2015.

Электронные ресурсы:

  1. https://russkaja-skazka.ru/ladushki-russkie-narodnyie-pesni-dlya-malyishey/ 
  2. http://iamruss.ru/russian-folk-songs-for-children/ 
  3. https://koshki-mishki.ru/view-2392-59.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования

Примерный план, может кому-то будет полезен...

План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....

План работы по теме самообразования.

Актуальность проблемы речевого развитя. План работы по теме самообразования....

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).

ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...

План работы по теме самообразования «Элементы игрового стретчинга как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» На 2021-2022 год (первый год работы над темой)

Тема самообразования: «Элементы игрового стретчинга как способ повышения  интереса к физкультурным занятиям».Сроки реализации: 01.09.2021 г. – 31.05.2022 г.Цель: Развитие двигат...