Консультации для педагогов
консультация

Калганова Марина Германовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Калганова МаринаГермановна,

воспитательМАДОУ

города Нижневартовска

ДС №32 «Брусничка»

Использование техники бисероплетения в реализации регионального компонента при работе с дошкольниками

Рисунок 1. «Выполнение орнамента по образцу»

Мы живём вХанты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого – ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта, накладывают глубокий отпечатоккак географическая среда, так и социально-экономический строй. У народностей ханты и манси испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовнаякультура. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народовроль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.

«Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития», – писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский.

Известно, что прошлое изучается для того, чтобы оценить не только его, но и настоящее.Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось в единстве не только с трудом, но и с праздниками – как одной из важных форм народной культуры.

Характерной особенностью культуры народов хантов является то, что нанесению орнаментов уделяетсяне меньше времени, чемизготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и ею можно пользоваться лишь тогда, когдаона орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов – к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал частицей этого большого мира. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.

В области декоративного искусствахантов особенно велика роль женщины. Следуя традициямхудожественного наследия, мастерица в тоже время вносит в оформления изделий рядособенностейв зависимости от рода.

Хантыйское прикладное искусство нашего региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык.

Изучив программу «Детство», мы выделили раздел «Познавательное развитие», в который дополнительно включили эколого-этнографическую работу с детьми.

Наше дошкольное учреждение проводит большую работу по ознакомлению детей с окружающей природой, жизнью и бытом коренных народностей.Важным этапом было знакомстводетей с прикладным искусством северян через рассматривание альбомов и журналов, таких как «Северные просторы» и «Декоративно – прикладное искусство хантов Нижней Оби» А.М. Сязи. Проводились экскурсии в краеведческой музей,тематические занятия. Для знакомства с бытом хантов проводились народные национальные игры «Харей», «Олени и охотники», «Ручейки побежали» и др.

Рисунок 2,3 «Создаем узоры своими руками»

На основании этого мною была разработана программа дополнительного образования «Чудеса из бисера», которая помогает освоить старинное искусство – низание бисером, навыки декорирования одежды, интерьера из бисера. Являясь прикладной, она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Таковыми являются: плетение на проволоке, плетение на леске,нити, вышивка.

Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих женскую одежду ханты и манси. В основе его лежат мотивы,связанные с животными и растительным миром. Рассматривали с детьми украшения на одежде. Вышивка бисером. Изучив своеобразие орнаментов каждой народности, мы решили использовать схемы этих орнаментов в обучении детей. Показали предметы быта, одежду, познакомились с их названиями. Показали изделия, вышитые бисером и предложили попробовать самим шитье бисером.

Эти идеи очень понравились детям, такмы и начали трудиться. Каждому орнаменту мы с детьми давали название. Вот некоторые из них: «заячьи ушки», «ветки березы»,«щучий хвост»

В ходе работы используются различные способы и приёмы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказы, беседы, объяснения, рассматривание репродукций и самостоятельная практическая работа.

Занятия разработаны с учётом возрастных, психо-физических особенностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Детские работы выставлялись на различных конкурсах: «Весенний вернисаж», «Новогодний серпантин», «Моя Югра», «Замок талантов», «Мои таланты», «Солнечный свет», детские работы имеют дипломы различной степени.

Также я публиковалась в интернет-изданиях,таких как«Развитум», «Педагог», «Солнечный свет», о работе с детьми по бисероплетению.

Выходила с детскими работами на городские национальные праздники: «Вороний день», «Медвежий праздник».

Рисунок 4. «Мини-музей «Югорский край»

В группе создан мини-музей «Югорский край», в котором собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры коренного населения нашего края. При посещении музея дети знакомятся с бытом, традициями и одеждой коренного населения. Также в музее есть атрибуты к подвижным играм.

Практика показала, что для всестороннего развития детей особое значение имеет игра, художественное слово, музыкальное сопровождение, таблицы орнаментов. Ребята очень любят практическую деятельность.

В результате дети:

  • научились различным приемам работы с бисером;
  • знают основные геометрические понятия и базовые формы бисероплетения;
  • научились следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • умеют создавать изделияиз бисера, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Работа ведется также с родителями.

Разработана консультация для родителей на тему:«Бисероплетение – радость творчества для детей и взрослых» (Приложение №1).

Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук и работа в технике бисероплетения»(Приложение №2).

Разработана и вручена памятка «Ознакомление с традициями и культурой народов ханты-манси» (Приложение №3).

Задания на дом: доработка поделок.

Работы детей.

Для детей дошкольного возраста очень важно не только идти в «ногу» со временем, но и помнить о своих корнях. Чтобы они знали, чем жили их предки, что умели делать собственными руками. Как бережно они относились к природе. Работая с детьми по  программе бисероплетения, можно воспитать личность, способную понимать и уважать труд других народов, любить природу и бережно относиться к нейна основе познания ее ценностей.

В перспективе дальнейшей работыя ставлю следующие задачи: продолжать знакомить детей с культуройи бытом коренных народов северапосредством созданной предметно-познавательной средымузея и комплексом занятий дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Решетникова Р.Г. Декоративно – прикладное искусство обско-угорских народов. М., 1997.
  2. Богатаева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М. 1986.
  3. Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой, М. 1983.
  4. Молданова Т.А. Разные орнаменты // Югра, 1992.
  5. Молданова Т.А. Хантыйские изделия из бисера // Югра, 1993.
  6. Молданова Т.А. Способы низания бисера // Югра, 1994.
  7. Несмыслова Е.А., Лозямова З.Н. Акань – хантыйская кукла //Северные просторы, 1989.
  8. Сокулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982

Приложение 1.

«Бисероплетение – радость творчества для детей и взрослых» консультация для родителей.

Бисероплетение – это прекрасное увлечение, доступное каждому. Ведь для исполнения изящных украшений из бисера не нужны сложные приспособления и мастерские. Чтобы сделать прелестную вещицу, потребуется только бисер, иглы и знания нескольких приемов работы плетения бисером. Сам бисер недорог и доступен.

Бисероплетение в отличие от других приемов работы с бисером – вышивания, вязания, - используется двумя способами, независимо от сложности узора: либо в одной из буен две нити пересекаются, либо они проходят параллельно друг другу.

Если в бусине нити пересекаются, то отверстие для нити будет располагаться горизонтально,  если же нити будут проходить параллельно, то отверстие будет располагаться вертикально.

Слово «бисер» произошло от арабского «бусра» – маленькая капелька стекла. Бисером называют маленькую стеклянную бусинку со сквозным отверстием, покрытым слоем перламутра.

Чтобы вышивать бисером нужна канва и нитки.

Канва – это специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нити.

Вышивают нитями в два сложения. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Начиная работать с бисером, вы на каждом шагу будите сталкиваться с препятствиями, и возможно, первое из них – слишком толстое ушко иголки и слишком тонкое отверстие в зерне.

После того, как вы подобрали и навощили нитку, нашли бисерную иголку и красивый бисер, нужно вдеть нитку в иголку, что не всегда происходит быстро;

- уже вдетая в иглу нить – имеет неприятное обыкновение запутываться;

- красивые, привлекательные бисеринки обнаруживают свой капризный характер, выскальзывают и теряются, но это не самое неприятное: отверстия в них зачастую слишком малы или неровны;

- а еще: это все-таки труд и от него устают глаза и руки.

Вот к чему нужно приготовить себя заранее, укрепив дух твердым намерением преодолеть сложности и сотворить прекрасное своими руками.

Бисером можно вышивать, плести, низать. Можно просто нанизывать бисеринки – бусинки на одну нитку, варьируя их цвет, размер, форму. Первую бисеринку нужно закрепить – чтобы не спадала.

Такая работа под силу детсадовцу.

Приложение №2

«Развитие у детей мелкой моторики рук и работа в технике бисероплетения»мастер – класс для родителей

Под музыку дети входят в кабинет, воспитатель предлагает отправиться в волшебную страну бисера, а для этого нужно закрыть глаза и посчитать до 5.

- Вот мы и оказались с вами в стране бисера. И встречает нас хозяйка Анфиса. У нее беда: муж потерял на охоте свой амулет. Как же ей быть? Давайте поможем хозяюшке. (Достает свой волшебный сундучок.) Перед началом работы давайте проведем игру с пальчиками.

Белка

Сидит белка на тележке (разгибает кулачок) продает орешки.

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому (пальчики по очереди)

Предложить детям рассмотреть национальные поделки. Спросить из чего они сделаны? Для чего предназначены? Как называется узор? Вспомнить как нужно работать с иглой. Под музыку дети рассаживаются за столы. На протяжении всего занятия тихо звучит хантыйская музыка. Воспитатель показывает, напоминает, как собирать бисер, по разметке пришивать к поделке.

Физкультминутка «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо все выше, выше.

Продолжаем работу с бисером.

В это время возвращается с охоты муж Анфисы. Он вернулся без добычи, печальный. Анфиса успокаивает его, и говорит, что у нас гости. Это ребята из детского сада. Они занимаются в кружке бисероплетения. Они с удовольствием согласились нам помочь, посмотри какие разные амулеты они приготовили для нас. Рассматривают, хвалят, в знак благодарности предлагают послушать сказку-легенду. Охотник рассказывает легенду, дети продолжают работу с бисером. В конце дети дарят амулеты охотнику, тот их благодарит и приглашает еще прийти к ним в гости


Приложение №3

«Ознакомление с традициями и культурой народов ханты-манси»

Мы живем вХанты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта накладывает глубокий отпечаток как географическая среда, так и  социально-экономический строй. У народностей ханты и манси испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики и воспитании подрастающего поколения особенно велика.

«Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития», – писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский.

Известно, что прошлое изучается для того, чтобы оценить не только его, но и настоящее.

Веками в хантыйском  народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками – как одной из важных форм народной культуры.

Характерной особенностью культуры хантов является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.  

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древностинаших северных народов – к культу воды, огня, различным явлениям природы, – человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Народное предметное творчество неотделимо от фольклора – это один целостный мир народной поэзии. Мифопоэтические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение, со временем трансформировались, но сохранили свой эстетический смысл, художественное воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств северных народов – это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.

Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок. Они используются и в качестве чемоданов, и как хозяйственные сумки, и как дамские сумочки.

Много внимания уделяется в народном творчестве детской игрушке. Так, кукол любовно украшают бисером, шьют им одеждукак меховую, так и из ткани.

В области декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело используя его свойства. В каждом конкретном случае она выбирает то, что наиболее соответствует данному материалу и назначению орнамента. Стремится создать ясные и четкие его формы.

Хантыйское прикладное искусство этого региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучит его, этот язык станет понятным, откроется красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....