Консультация для воспитателей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Фабричникова Регина Радиковна

Консультация для воспитателей

«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании

детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании

детей дошкольного возраста»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над  духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, предлагаем детям выполнить имитационные движения, использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланеленграфа.

После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующем:

— отсутствие в сказках нравоучений;

— неопределенность места действия и главного героя;

— образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;

— победа добра, психологическая защищенность;

— наличие тайны и волшебства.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они — существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

Используются различные формы организации работы со сказкой при работе с детьми:

– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, самостоятельной художественной деятельности детей и любой совместной с воспитателем деятельности;

– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Для работы со сказкой с целью воспитания нравственных качеств можно выделить следующие методы: беседа, пересказ, сказкотерапия.

Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, воспитатель должен в совершенстве знать текст, прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние – важные

составляющие восприятия художественного произведения.

Один из используемых методов при работе со сказкой – беседа. Для беседы с дошкольниками заранее готовые вопросы. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, стремимся помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитаному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.

Стоит задавать только те вопросы, которые помогают читающему вслух взрослому, установить эмоциональный контакт с ребенком и одновременно обостряют интерес и внимание малыша к прочитаному. Например«Ты догадываешься, что сейчас случится? Что, по-твоему?»

При работе со сказками я так же использую пересказ сказки. Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием

каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.

Сказкотерапия – этот метод использую для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, воспитании моральных качеств личности дошкольников она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает всистематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей, формирование нравственных понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Именно в семье зарождаются основы духовно-нравственного воспитания....

«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения....

Консультация для родителей Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогичес...

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста....

Доклад: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...