Статья: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)
В данной статье затронут воспрос о важности и актуальности педагогических приемов сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Таким образом, формируется проблема необходимости изучения сказок, как педагогичекого средства и внедрения их в образовательный процесс. С помощью сказки дошкольники приобщаются к общечеловеческому и этнокультурному опыту жизнедеятельности, через сказочных персонажей и придуманный сюжет знакомятся с правилами и ценностями, принятыми в обществе, узнают о необходимых качествах личности и их проявлениях. Статья также освещает роль семьи и детского сада в реализации духовно-нравственного воспитания, подчеркивая вжность совместных усилий для гармоничного развития личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Чупрова Анна Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»
Статья: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем»
В.А. Сухомлинский
На современном этапе развития общество нуждается в воспитанной и образованной личности. Очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего мыслить, анализировать ситуации.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно-нравственного становления личности всегда была предметом пристального внимания философов, педагогов, психологов. В трудах многих известных классиков зарубежной и отечественной педагогики: Я.А. Коменского, Дж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци, Н. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстова и других выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Дошкольный возраст представляет собой начальный этап формирования и развития ребёнка, на данном этапе развивается духовная и нравственная сфера жизни и происходит усвоение механизмов поведения в обществе. У дошкольника формируются чувства и волевые качества, развивается воображение и мышление, ребёнок активно познаёт мир. Изучая развитие личности ребёнка в период дошкольного детства, стоит отметить, что большая роль отведена составной части народного фольклора - сказкам. Таким образом, формируется проблема необходимости изучения сказок, как педагогического средства и внедрения их в образовательный процесс, ведь сказка является занимательным рассказом о необыкновенных событиях и приключениях, через который ребёнок знакомится с нравственными ценностями, узнаёт и оценивает поведение персонажей в различных ситуациях, учится сопереживать и преодолевать страх. Чтение сказок способствует развитию творческой, активной личности ребёнка, способной осмыслить и оценить свои поступки и поступки окружающих. С помощью сказки дошкольники приобщаются к общечеловеческому и этнокультурному опыту жизнедеятельности, через сказочных персонажей и придуманный сюжет знакомятся с правилами и ценностями, принятыми в обществе, узнают о необходимых качествах личности и их проявлениях [4, с. 58-62].
Именно через сказку дети приобщаются с такими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребёнка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений. Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию дошкольников необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Для того чтобы разобраться в вопросе о влиянии сказок на развитие детей следует изучить понятие сказка в различных отраслях науки (жизнедеятельности).
В литературе сказку определяют, как народное (фольклорное) произведение, создававшееся и передаваемое в устной форме, один из жанров художественной литературы или фольклора, чаще всего прозаическое произведение с, героическим, бытовым или волшебным сюжетом [2, с. 121].
Почему именно сказки?
- В сказке абстрактные понятия переносятся в образную форму. Дети лучше воспринимают знания через образы и эмоции. В сказке добродетель становится живой и осязаемой.
- В сказке моделируются жизненные ситуации. С помощью сюжета дети понимают последствия поступков героев, формируют собственное отношение к событиям и усваивают правильные модели поведения.
- Через слушание и пересказывание сюжетов формируется активная речь детей, развивается фантазия и творческие способности.
- Через восприятие ребёнком сказки происходит передача культурного наследия. Сказки содержат мудрость поколений, передают традиционные ценности семьи, общества и народа.
В рамках программы « От рождения до школы», по которой мы работаем, нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Содержание программы направлено на воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, посёлку, Родине.
На основе данной программы в нашей группе был разработан совместный детско-родительский проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Дорогой сказок».
В результате реализации данного проекта решаются задачи воспитания уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
В процессе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
• Развивать и воспитывать в каждом ребёнке духовное начало посредством знакомства с русскими народными и авторскими сказками.
• Выявить и изучить воспитательные особенности русских народных и авторских сказок.
• Формировать нравственные представления и воспитывать нравственные качества личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
• Содействовать социальной адаптации детей путём введения их в культурные традиции сказок.
• Вызвать у детей интерес и желание участвовать в продуктивной, игровой и театрализованной деятельности по мотивам русских народных и авторских сказок.
• Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
• Повысить компетентность родителей в вопросах значимости русских народных и авторских сказок для духовно-нравственного воспитания детей.
• Активно привлекать родителей к чтению сказок детям дома.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Время реализации проекта – долгосрочный (октябрь – май)
Участники: дети средней группы № 4, воспитатели, родители.
Начинаю работу с детьми с беседы «Волшебные сказки», в ходе которой рассказываю детям о том, как рождались сказки, как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объясняю, что всеми любимые сказки про колобка, Снегурочку, рассказывали ещё давным-давно.
В своей деятельности с детьми использую следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения. Использую настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр и самостоятельную театрализованную деятельность детей.
В процессе чтения сказок, стараюсь фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
В процессе реализации проекта дети познакомились с такими русскими народными сказками, как: «Зимовье», «Петушок и бобовое зёрнышко». «Пузырь, соломинка и лапоть», «Жихарка» и др., с авторскими сказками, такими как: «Под грибом» В. Сутеева, «Тараканище», «Федорино горе» К. Чуковского, «Воробьишко» М. Горького и другими.
В процессе рассказывания детям сказок, допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Считаю, что главное в передаче рассказчика – рассказывать выразительно, чтобы дети заслушивались. Учу детей пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицы, развивая связную речь, память и внимание детей.
В течение года было организовано чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев, проведены беседы на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности. Беседуя с детьми, даю возможность каждому высказаться. Дети учатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор.
Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, становится достаточно богатым, провожу беседу, направленную на то, чтобы ребёнок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Рассказываю детям о том, что есть люди, которые хорошо сказывают сказки - сказатели, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Однако умение придумывать сказки формируется не сразу. Нужно учить ребёнка приёмам сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки. Вместе с детьми учились сочинять сказки «Если бы я был (а) волшебником (цей)».
В своей работе использую дидактические игры: «Угадай героя сказки», «Угадай сказку по отрывку», «Собери сказку по картинкам» и другие. Также играю с детьми в сюжетно-ролевые игры: «Добрый волшебник», «Подарок герою», игра-имитация «Путешествие героя» и другие.
В рамках проекта подготовлены консультации для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой», «Как научить ребёнка слушать сказки», «Путешествие в сказку», «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Конечными продуктами проектной деятельности стали: «Книга сказок», «Теневой театр», выполненный руками родителей, игровое пособие для детей «Теремок», альбом рисунков детей по мотивам любимых сказок «Планета сказок», создание настольного и пальчикового театра по РНС, создание ЛЭП бука ««В мире сказок»», панно на тему «Сказочная поляна».
Было проведено итоговое мероприятие проекта: развлечение для детей и родителей по мотивам сказки «Под грибом» В. Сутеева.
В результате проекта у детей повысился интерес к сказкам, сформировалось представление о добре и зле. Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать своё поведение и поведение своих товарищей. Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей. Укрепились связи между детским садом и семьёй.
Библиографический список
- Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
- Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 2010. - 342 с.
- Ильин И.: «Духовный мир сказки». - М.: Наука, 2009.- 286 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 382 с.
- Короткова Л, Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок/ Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 160 с.
- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с. 6 ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка. Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в пок...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

