Проект "Защитники природы" - 2023
проект (старшая группа)

Формирование представления детей о профессиях, которые связаны с защитой природы: эколога, лесника; показать значимость этих профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Сказка» с. Становое

        ПРОЕКТ

« ЗАЩИТНИКИ    ПРИРОДЫ»

http://d08304.edu35.ru/images/oxrana.jpg

Воспитатель высшей квалификационной категории

Лаухина В. Н.

С. Становое 2023 г.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: 1 неделя.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

  Актуальность темы. В настоящее время перед всеми странами, народами и отдельно взятым человеком стоят проблемы экологического характера. Люди таких профессий как эколог, лесник, инспектор по охране природы ближе всех стоят к решению экологических проблем. Почему в детском саду важно говорить с детьми дошкольного возраста об экологии? Во- первых, далеко не всегда родители обсуждают с детьми вопросы экологии

рассказывают о профессиях эколога, лесника, как главных защитников природы. У детей слабые представления о данных профессиях. Во-вторых, дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования предпосылок экологической культуры.

Мотивация детей: для мотивации детей на участие в проекте по данной теме, во время прогулки обратить их внимание на то, что пчел на цветах не видно, их стало совсем мало. Что случилось с пчелами? Почему исчезают пчелы? Есть люди, которые специально изучают причины, по которым происходят такие изменения в природе и подсказывают, как помочь животным или растениям. Хотите узнать о тех людях, кто является защитниками природы?

Цель проекта: формировать представления о профессиях, которые связаны с защитой природы: эколога, лесника; показать значимость этих профессий.

Задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать, развивать познавательную активность детей, самостоятельность; поддерживать детскую инициативу, воспитывать бережное отношение к природе; приобщать к культуре поведения в природе; формировать потребность беречь и охранять флору и фауну родного края.

Участие родителей в реализации проекта: помощь в подготовке развлечения «День Земли», фоторепортаж о празднике.

План реализации проекта.

ОД: «Беседа о профессии эколога»

ОД: «Лесник - помощник и защитник леса»

Предполагаемый результат: общие представления о профессиях эколога и лесника; о значимости данных профессий; знание правил поведения в природе.

Продукт проектной деятельности: рисунки символа праздника «День Земли».

Презентация проекта: выставка совместных рисунков детей с родителями по теме проекта.

Совместная образовательная деятельность
«Беседа о профессии эколога»

Цель: формировать первичные представления детей о профессии эколога как помощника и защитника природы.

Задачи: дать представление о деятельности эколога; развивать воображение и творческие способности детей; пополнить словарь детей новым словом: эколог; учить устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе.

Содержание

- Расскажите, кем работают ваши мамы и папы. (Дети по желанию рассказывают, где и кем работают их родители).

  • Есть еще одна очень интересная профессия, которая называется «Эколог». Кто из вас слышал об этой профессии? (Ответы детей)

. У вас есть родственники или знакомые, которые работают экологом (Ответы детей)

  • Какую работу выполняет эколог? Расскажите. (Ситуация затруднения для детей: они не знают. Если чего-то не знаешь, то что делать? спросить у взрослых, у родителей и т.д.).
  • Хотите, я вам подскажу?
  • Эколог - это специалист, который объясняет нам с вами, почему одни растения растут быстро и пышно цветут, а другие засыхают; почему в одном лесу много птиц, а в другом их не слышно; почему в реке не водится рыба, почему не из каждого водоема можно пить воду.
  • А вы можете ответить на эти вопросы? Давайте попробуем!
  • Итак, догадайтесь, почему в реке может погибнуть рыба? (Рассуждения детей: люди бросают в реку всякие ненужные предметы, бутылки, моют машины и т.д. Заводы и фабрики выбрасывают в реки, озера всякие вредные отходы, от которых может погибать рыба.).
  • А вы знаете, как экологи могут узнать, что в воде вредные вещества? (Рассуждения детей).
  • Ваши рассуждения очень интересны, но я хочу уточнить (дополнить, поправить). Вы не против?
  • Экологи берут воду из реки в специальные баночки и везут ее в лабораторию. Там эту воду проверяют (исследуют): есть ли в ней вредные вещества, от которых может погибнуть рыба.
  • Как вы думаете, что потом делают экологи? (Рассуждения детей).  
  • Они думают, как исправить положение. Что надо сделать, чтобы рыба в реке разводилась и не погибала. Давайте и мы с вами поразмышляем, как решить этот важный вопрос. (Рассуждения детей: можно поставить знаки; можно написать письмо на завод; можно побеседовать с людьми и т. д).
  • Как вы думаете, экологи предупреждают людей о том, что нельзя загрязнять воду? Они помогают рекам быть чистыми?
  • Мы с вами говорили, что из-за грязной воды в реках, озерах может погибать рыба. А вот человеку наносится вред от того, что в реках и озерах могут оказаться вредные вещества и всякий мусор? (Рассуждения детей. Воспитатель подводит к выводу: от загрязнения погибает рыба, которой питается человек. Рыба очень полезна и для детей, и для взрослых. Кроме того, в загрязненной реке или озере нельзя купаться, можно заболеть; нельзя брать воду для питья).
  • А теперь давайте представим, что мы оказались в лесу весной или летом (маленькая пауза).
  • Представили?
  • Скажите легко дышится в лесу?                
  • Прислушайтесь, что можно услышать в лесу?
  • Присмотритесь, что можно увидеть под кусточком? На поляне? На деревьях?
  • А чем можно полакомиться в лесу и человеку, и лесным животным?
  • Про такой лес экологи говорят: «Лес живой». Почему они так говорят? I (рассуждения детей).
  • Но бывает и другой лес: в нем редко встретишь птиц, нет насекомых, нет ягод, грибов, трава засохшая, деревья с редкой листвой. Лесные озера пересохли и завалены мусором. Как вы думаете, хорошо бродить по такому лесу?
  • Хорошо в этом лесу дышится?
  • Попробуем чуть-чуть побыть экологами и ответить на вопрос: почему I стал таким лес? (рассуждения детей).
  • Подумайте, как экологи могут помочь лесу, а значит и животным? (рас- I суждения детей).
  • А нам с вами экологи помогут? Чем помогут? (рассуждения детей).

 Комментарий. Педагог вместе с детьми приходит к выводу: «Живой лес» приносит пользу человеку.

Физкультминутка.

  • Теперь давайте вместе подумаем, какие главные задачи решают экологи. Комментарий. Педагог возвращается к началу беседы и напоминает детям, что эколог может ответить на вопрос: «Почему в реке может погибнуть рыба»; эколог отвечает на вопрос: «Почему лес покидают птицы и в лесу нет чистого воздуха и т.д.» - это и есть первая задача эколога. Вторая задача - эколог решает вопрос о том, как помочь реке, чтобы в ней не было грязных веществ и водилась рыба, чтобы
  • Догадайтесь, какая вторая задача у экологов? (рассуждения детей). Комментарий. Педагог подводит детей к выводу: вторая задача - эколог

решает вопрос о том, как помочь реке, чтобы вода в ней была чистой и в ней водилась рыба, чтобы в лесу легко дышалось и т.д.

  • Любимый цвет экологов - зеленый. Догадайтесь, почему? (рассуждения детей).
  • Верно. Экологи защищают природу.
  • А чему учат нас экологи? (рассуждения детей).
  • Да, они учат нас, как сохранить природу.
  • Как называется наша Родина?
  • Какие страны вы знаете? (Дети называют, педагог дополняет).
  • Экологи нашей страны и других стран собрались и придумали прекрасный праздник - День Земли! Каждый год 22 апреля экологи всей Земли отмечают этот праздник.

Комментарий. Педагог демонстрирует детям символ праздника День Земли. Проводит беседу.

Почему рисунок зеленого цвета? (зеленый цвет — любимый цвет экологов)

  • Что видите на рисунке?
  • Догадайтесь, почему на рисунке руки держат Земной шар (Землю)?
  • Этот рисунок является символом праздника.
  • Сегодня, вы тоже попробуете нарисовать символ Дня Земли.

Итог

  • О какой интересной профессии вы сегодня узнали?
  • Какие главные задачи экологов?
  • Вам бы хотелось стать экологами?

Совместная образовательная деятельность
«Лесник — помощник и защитник леса»

Цель: сформировать представления детей о профессии лесника; воспитывать бережное отношение к лесу.

Задачи:

  • показать детям, как лесник заботится о лесе;
  • закреплять знания о взаимосвязи живых организмов друг с другом: учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
  • показать детям, что они тоже являются помощниками леса;
  • развивать познавательную активность детей

Содержание

-  Мы с вами познакомились с профессией эколога. Давайте вспомним, какая у экологов главная задача? (Рассуждения детей. Необходимо подвести их к ответу: экологи защищают природу).

-  Подумайте: люди какой еще профессии защищают природу? (Рассуждения детей.)        

   Комментарий. Если дети затрудняются назвать профессию лесника, педагог предлагает рассмотреть детям ряд картинок (слайдов) с изображением людей различных профессий. Среди картинок есть картинка с изображением лесника. Дети сами или с помощью педагога ее выделяют.

  • Рассмотрите, какую одежду носит лесник.
  • На нем специальная форма - форма лесника. Такую одежду носит только лесник. Люди других профессий ее не носят. Нравится вам его форма?

Работа по картине Свиридова А. «Домик лесника»

  • Есть ли среди ваших знакомых или родственников человек с профессией лесника

  • Расскажите, что вы видите на картине. (Комментарий. В свободном общении дети рассказывают о том, что изображено на картине).
  • Нравится вам эта картина?
  • Обратите внимание, вдали на картине изображен домик. Как вы думаете, кто живет в домике? (Лесник).
  • Как бы вы назвали эту картину? (Рассуждения детей. Подвести к названию «Домик лесника»).
  • Такое же название дал картине ее художник - А. Свиридов.
  • Где работает лесник? (В лесу).
  • Как вы думаете, с чего начинается рабочий день лесника? (Рассуждения детей).
  • Свой рабочий день лесник начинает с обхода леса.

Физкультминутка.

  • Лесника называют защитником леса. Почему его так называют? (Он защищает лес).
  • От чего лесник защищает лес? (Рассуждения детей).
  • Какая опасность грозит лесу в летнюю жаркую погоду? (Пожары).
  • Как возникают пожары? (Рассуждения детей).
  • Вы правильно рассуждаете: отдыхающие люди могут оставить не затушенный костер, а сухая трава или маленькие сучки от дерева могут легко загореться от тлеющего костра. А еще некоторые туристы или отдыхающие в лесу непогашенные сигареты.
  • Кто-нибудь из вас видел лесной пожар? Где вы могли наблюдать лесной пожар?
  • Какой вред наносит пожар лесным животным? (Погибают насекомые, лесные звери, птицы; сгорают ягоды, грибы, которыми питаются животные).
  • А какой вред пожар наносит человеку? (Рассуждения детей)

. Да, сгорает много деревьев, из которых можно изготавливать бумагу мебель, построить жилье; сгорают ягоды, грибы, которые так любят собирать люди и употреблять в пищу; горят жилые дома, которые находятся близко к лесу и люди остаются без жилья; огонь сопровождается дымом, который наносит вред здоровью людям.

Показ фотографий, слайдов с изображением пожаров или видеоролика.

- А как лесник защищает или спасает лес от пожара? Он же один. (Рассуждения детей. Педагог поддерживает рассуждения детей и уточняет: во время обхода леса старается заметить, есть ли непотушенные костры или сигареты и тушит их).

  • А если пожар уже начался, как вы думаете, что нужно сделать леснику? (Сообщить пожарникам, предупредить население, которое живет недалеко от леса).
  • От кого еще лесник защищает лес? (Рассуждения детей).
  • Большой вред лесу наносят браконьеры. Слышали такое слово?
  • Браконьеры — это люди, которые без разрешения (еще употребляют такое слово: незаконно) рубят деревья, без разрешения охотятся на лесных зверей (зайцев, лис и др.)
  • А как от браконьеров лесник защищает лес? (Рассуждения детей).
  • Он сообщает о браконьерах в полицию.
  • О леснике говорят: «помощник леса». Чем лесник может помогать лесу? (Рассуждения детей).
  • Следит за вредными насекомыми, которые могут поедать кору на деревьях, от чего дерево засыхает. Если появились такие насекомые, например, короед, то лесник обращается в специальную службу. Лес опыляют с вертолета специальным порошком, от которого погибает короед, а деревья становятся здоровыми. Вы об этом знали?

    - В лесу встречаются небольшие водоемы. Как вы думаете, они нужны лесу? (Рассуждения детей. Педагог вместе с детьми делает вывод: водоемы дают влагу растениям, к водоему приходят лесные звери попить воды, особенно летом).

  - Но бывает так, что водоемы замусорены бутылками, пакетами, остатками древесины и др., водоемы пересыхают. Как лесник может спасти водоем? (Рассуждения детей).

   - Подумайте, если лесник спасет водоем, то кому он поможет? (Педагог вместе с детьми приходит к выводу: поможет растениям, лесным животным (насекомым, птицам, зверям), то есть лесу

   -А человеку, нам с вами, он поможет? (поможет: мы можем пойти в лес за ягодами, орехами, грибами, полюбоваться удивительными растениями увидеть лесных животных, подышать свежим воздухом).

    -А можем мы быть помощниками леса? (Рассуждения детей: соблюдать правила поведения в лесу).

Перед детьми педагог выкладывает картонки с правилами поведения, касающихся различных сфер жизни человека. Детям предлагается разделиться на две группы: первая группа выбирает карточки с правилами поведения, которые не относятся к правилам поведения в лесу, а вторая группа- с правшами поведения в лесу.

  • Давайте представим, что мы оказались в лесу. (Небольшая пауза).
  • Вдруг мы почувствовали запах дыма. Что же нам делать? (Предложения детей. Педагог своим вопросом создает ситуацию затруднения).
  • Верно, нужно позвонить по номеру 112; сообщить взрослым, леснику.
  • Какая ответственная работа у лесника! Интересно, а какими качествами необходимо обладать леснику? (Рассуждения детей).
  • Леснику надо быть наблюдательным. Для чего?
  • Надо быть физически крепким. Для чего?
  • Надо много знать о жизни растений и животных.

Итог

  • Можно сказать, что лесник помощник эколога?
  • Хотели бы вы стать лесником?

-А как вы думаете, что вам сейчас надо делать, чтобы быть помощниками леса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:полисенсорности восприятия объектов;практическое взаимодействие обучающих...

Самообразование 2022-2023 год .Проект " Природа вокруг нас"

Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе....

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста. 10.04.2023

Сценарий экологического праздника«Эколята — молодые защитники природы»для детей старшего дошкольного возраста...

ОТЧЁТ об участии во Всероссийском природном социально-экологическом проекте «Эколята – Молодые защитники Природы, 2023»

Проведение акции по сбору макулатуры "Спасаем деревья с Эколятами".Участие в экологическом мероприятии «Посади дерево»....

План работы в средней группе по проекту «Эколята-дошколята – друзья и защитники Природы». 2023 год

Планработы в средней группе по проекту«Эколята-дошколята – друзья и защитники Природы».2023 год...