Рекомендации родителям по развитию саморегуляции и произвольности поведения у детей с ЗПР
материал

Подковыркина Оксана Валентиновна

Рекомендации родителям по развитию саморегуляции и произвольности поведения у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию саморегуляции и произвольности поведения у детей с ЗПР

  • в отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он того заслужил, подчеркивать даже незначительные успехи. Помнить, что дети негативно реагируют на выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  • ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку, преодолевайте возникающие трудности совместно.
  • поручить ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполнять их за него.
  • избегать завышенных или, напротив, заниженных к требованиям к ребенку. Стараться ставить перед ним задачи, соответствующие его возможностям.
  • создавать ребенку дома необходимые условия. У него должен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
  • оберегать ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению осознанной саморегуляции деятельности и поведения.
  • стараться соблюдать режим дня своего ребенка. Следить, чтобы он высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля.
  • предоставить ребенку возможность расходовать избыточную энергию (на прогулке, в спортивной секции).

Существует несколько приемов, благодаря которым даже особого ребенка можно:

  • заинтересовать;
  • мотивировать;
  • удержать на месте.

Удержать внимание.

По крайней мере, вначале занимаемся без других людей, кошек, собачек и прочей живности наедине с ребенком. Иногда это организовать сложно, но постарайтесь очистить обстановку по максимуму. В комнате не должно быть отвлекающих вещей: никаких телевизоров фоном, шипящих сковородок, музыки и т.д. Шумные соседи на улице - закрываем окно. Не должно быть ярких предметов и других игрушек.

Для занятие лучше брать один предмет или одну тему. После выбрать 5-7 тем и чередовать по кругу (одна тема, один день).

Не выставляйте много предметов на столе - они будут рассеивать внимание и отвлекать.

Как правило, занятия должны длиться не более 15-20 минут.

Сохранить интерес

Все пособия, развивающие игрушки и прочее вне занятий должны находиться подальше от ребенка.

Если у вас просто так в свободном доступе стоит пирамидка или какая-либо игра, ребенку на занятиях будет уже не интересно. Он и так их видел, и так уже всё общупал и раскидал.

«Чем меньше ребенок видит игрушку, тем больше она ему нравится и интересна». Поэтому складируем все развивающие игры, игрушки куда-нибудь подальше и вне занятий никогда их не достаем.

Если с первого раза посадить ребёнка не получилось не расстраивайтесь и продолжайте попытки заинтересовать ребёнка другими играми и игрушками.

Как можно усадить ребёнка в интерактивно-игровом формате?

Например, достаем пирамидку. Снимаем с неё все кольца. Сначала вы сами должны взять показать, как и что с ней делать. И это должно быть интересно! Поэтому берем каждое кольцо и поднимаем его механически, как будто кран на стройке работает: «Смотри вжжжжж (подняли вверх) вууууу (двинули в сторону, чтобы кольцо оказалось над стержнем), виууууу (опускаем вниз кольцо на стержень)». И так каждое кольцо. Жужжание и необычность действий привлекут внимание, а нам это и нужно!

Важно: в случае с пирамидкой кольца всегда одеваем в правильном порядке! Если вы будете их нанизывать хаотично, ребёнок подумает, что так и нужно. Переучить будет сложно, и вы потеряете важную обучающую часть - сравнение величин.

Потом можно предложить ребенку расправиться с пирамидкой самостоятельно. Если у него не получается (это нормально), помогаем: берем кольца и его руками двигаем и жужжим. Но стараемся постепенно поощрять выполнять задание самостоятельно.

Удержать на месте

Нужно создать механическое препятствие для вставания и убегания. Желательно иметь стул с подлокотниками и мягким сидением. Неудобная жесткая мебель может сильно отвлекать.

Сохраняем мотивацию

Доброе слово приятно всегда. Можно придумать что-нибудь с игрушками: например, ребенок выполняет задание правильно, а у вас специальная плюшевая игрушка подпрыгивает высоко и радуется (естественно, с вашей помощью). За самостоятельное выполнение (не когда мама показывает или когда мама делает руками ребенка) может рассматриваться вариант материального вознаграждения.

Например, наклейки. В канцтоварах вы можете купить наборы. Они так и называются - поощрительные наклейки. Также в качестве поощрения могут быть вкусняшки: крекеры-рыбки, хлебцы, кусочки банана, яблока, груши, затяжное печенье, сок и так далее. Главное, пусть это будут не вредные поощрения и их не будет очень много.

Примерные упражнения для занятий с ребёнком:

  1. Развитие мелкой моторики:

 Графические упражнения

 Прописи

 Лепка

 Рисование

 Пальчиковая гимнастика

 Оригами

  1. Развитие внимания:

 выкладывание узора из мозаики;

 выкладывание фигуры из палочек по образцу;

 нахождение различий в двух похожих картинках;

 нахождение двух одинаковых предметов среди множества;

 нанизывание бусинок по образцу.

  1. Развитие восприятия:

 Различать цвета и их оттенки.

  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

 Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

  1. Развитие памяти:

 Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?

 После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;

 После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;

 Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице.

  1. Развитие мышления:

 Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

 Описывать различные свойства окружающих его предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться н...

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"

Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....

Роль саморегуляции и произвольности поведения в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие саморегуляции и произвольности у детей с ТНР имеет характерные особенности, которые отражаются на психическом развитии ребенка в целом и требуют применения специальной коррекционной рабо...

Родительское собрание "Саморегуляция и произвольность поведения"

Родительское собрание "Саморегуляция и произвольность поведения"...