Консультация для воспитателей «Ширмы – трансформеры"
консультация

Осинкина Любовь Александровна

Консультация для воспитателей

«Ширмы – трансформеры и маркеры игрового пространства как часть предметно - пространственной развивающей

среды в группе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ширмы – трансформеры и маркеры игрового пространства как часть предметно - пространственной развивающей среды в группе».

МБДОУ « Детский сад №6» г. Мценск

Осинкина Л. А.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. На роль игры в разностороннем развитии ребёнка указывают многие педагоги. К.Д.Ушинский писал: «В игре дите живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересовВ игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях.

И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Именно поэтому необходим  повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Изучая ФГОС ДО, мы отметили, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо, в первую очередьизбавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

-содержательно-насыщенной,

-полифункциональной,

-трансформируемой,

-вариативной,

-доступной,

-безопасной.

ФГОС ДО:

1.требования к среде:

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов.

2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

Учитывая всё это, мы провели среди групп смотр-конкурс, в результате которого воспитатели ДОУ разработали и внедрили в свою работу трансформируемые ширмы и маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это могут быть и домик, и корабль, и самолёт, мост, ракета и др. Их мы используем в различных видах детской деятельности: самостоятельной и совместной со взрослыми.

Эти приспособления очень удобны, не затратны и легки в изготовлении. Они имеют подвижные соединения, позволяющие ее полностью собирать и разбирать, складывать, удобно хранить. Положительным моментом является то, что ширмы и маркеры имеют небольшой вес, что обеспечивает безопасность при работе с нимиКаркас ширмы можно изготовить из пластиковых труб, листов тонкой фанерыдополнить съёмными деталями из ткани, пластика.

Для изготовления маркеров мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: листы полипропиленакрагиса, обклеенные цветной пленкой, пластиковые панели. Из соединённых прямоугольников получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать как в помещении, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном – трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Дополняют такие ширмы и маркеры съёмные таблички: «парикмахерская», «регистратура», «театр», «касса», «супермаркет» и др.

Используя маркер, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям «отправиться на нем в морское путешествие». В любой момент наш корабль может превратиться в самолет или космический корабль и отправиться в путешествие на Северный полюс или в космос. По желанию дети могут оказаться в цирке и наблюдать представление. Для этого достаточно поставить маркер в нужное положение. Маркером можно обозначить «лес», «море», «горы», «гаражи» и др.

Дети охотно используют маркеры в качестве ограничителей, разделителей пространства в играх, определяя «зону» игры девочек-мальчиков, активных-тихих игр, дом-улица, улица-проезжая часть и т.д.

Ширмы активно используются при организации сюжетно - ролевых игр, например: «Фотосалон», «Автосервис», «Поликлиника», «Туристическое агентство», «Аптека» и т.д.

Каждая ширма оборудована рядом липучек или карманов (выполненных из ткани или плёнки) для прикрепления вывесок с изображением игры и картинок – атрибутов к ней. Ребенок самостоятельно выбирает игру, используя различные атрибуты, варьирует игровые ситуации.

Также ширмы - трансформеры используются для организации театральных постановок. Театр может быть перчаточный, бибабо, с использованием масок и др.

Можно использовать ширму для сенсорного развития детей, развития мелкой моторики. Для этого используются драпировки тканью, ковролин, шнуровки, ленточки, пуговицы, замки и т.д.

ФГОС ДО3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). В отсутствие специальной уютной комнаты с мягкой мебелью такой зоной станут «уголки уединения». Они обеспечивают возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.

В качестве ограничителя для «уголка уединения» можно использовать любую из ширм, но у детей уже определились предпочтения – «домик» (который используется и для сюжетно-ролевых игр), «избушка», «беседка». Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя). Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками

Полезны также дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.

Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики «для крика».

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Самое главное в нашей работе - помогать детям, поддерживать познавательный интерес, предоставлять возможность выбора, материал, оборудование для развития игрового творчества и его «воплощения в жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ширмы-трансформеры для детского сада"

laquo;Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры как компоненты развивающей среды с учетом требований ФГОС»...

Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма-трансформер»

Многофункциональная напольная ширма  стала для нас настоящей находкой. Несмотря на свое довольно прозаичное название, ширма является очень интересным, и главное, многофункциональным предметом инт...

Познавательное развитие дошкольников с использованием ширмы трансформера

Это многофункциональная напольная ширма.которая имеет 3 створки одинаковой высоты и ширины, соединённые между собой по принципу "гармошки"и обтянутые тканью.В этой ширме отражены основные ра...

Консультация "Как ширмы-трансформеры и карманы органайзеры помогут выполнить требования ФГОС к развивающей среде"

Данная методическая разработка поможет создать развивающую среду  с учётом требований ФГОС....

Консультация «Многофункциональная ширма- трансформер, как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»

Яркая нестандартная ширма – трансформер способствует укреплению мотиваций детей, поддерживает их интересы, создаёт положительный эмоциональный фон....

Консультация "Как ширмы-трансформеры и карманы органайзеры помогут выполнить требования ФГОС к развивающей среде"

Многофункциональное пособие ширмы-трансформеры и карманы органайзеры  создадут благоприятные условия для усвоения социальных норм, умений, стереотипов, социальных усановок, принятых в обществе...

Воспитатель года - 2024 тема: Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер

Формирование ранней профориентациидошкольников с ОВЗ посредствоммодульной ширмы-трансформер...