Самообразование «Игра как средство общения дошкольников»
материал

Дудина Светлана Николаевна

Самообразование  «Игра как средство общения дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина »  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

 

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Дудина Светлана Николаевна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

 «Игра как средство общения дошкольников»

(Название темы)

2020 г

(Начало изучения темы)

 

(Окончание изучения темы)

2020 г.


1. Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога Дудина Светлана Николаевна                                                          

Стаж работы в должности 13 лет                                                                              

Образование (название учебного заведения и год  окончания) высшее, Институт непрерывного образование «Профессионал», 4 мая 2018 г.

Квалификационная категория -первая, 2019 год приказ №52-ОД от29.01.2019

2. Анализ темы по самообразованию за 2020 - 2021  учебный год:

  • Актуальность темы

«Научись любить и понимать людей,

и рядом с тобой всегда будут друзья».

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.

  • Цель

1. Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи:

- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

- составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;

- развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;

- провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.

2. Этапы работы по теме самообразования:

2.1 Организационно-ознакомительный.

 - Изучить научно-методическую литературу.

-Изучение интернет- ресурсов по теме самообразования.

- Исследование игровых приемов в процессе общения дошкольников.

2.2 Формы представления результатов работы.

- конспекты по ознакомлению с процессом общения в игре

-картотека игр

-перспективный план работы с детьми

-перспективный план работы с родителями

- консультация для родителей

3. План работы по теме самообразования.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».

2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».

3. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. «Играем и учимся дружить».

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».

5. Субботина Л.Ю. «Игры для развития и обучения»

6. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».

Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения.

Работа с детьми

Сентябрь-май

Игры на развитие навыков общения.

Час игр и забав в вечернее время.

Октябрь

Знакомство с играми народов мира.

Вечер «Игры народов мира».

Ноябрь

Игры на формирование навыков личностного поведения в ролевых играх.

Вечер игр и забав.

Январь

Коллективные игры с элементами творчества.

Вечер творческих игр.

Февраль

Сюжетно-ролевые игры.

Вечер любимых игр.

Апрель

Знакомство детей со старинными народными играми.

Май

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (для детей младшей группы)

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (для детей младшей группы)

Работа с семьёй

Сентябрь

Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка.

Анкетирование «Любимые игры моего ребёнка».

Октябрь

Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?»

Выступление на родительском собрании.

Ноябрь

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников»

Папка-передвижка в родительском уголке.

Консультация для родителей «Зимние игры и развлечения»

Папка-передвижка в родительском уголке.

Апрель

Консультация «Игры на лето».

Папка-передвижка в родительском уголке.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Самореализация

Сентябрь -май

Составление картотеки игр. Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр.

Картотека игр. Анализ развития навыков общения детей в играх.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Март

Выступление на педагогическом совете практикуме «Игровые технологии»

Выступление на педсовете.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.



Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию

 «Игра как средство общения дошкольников»

за 2020-2021 учебного года

старшая группа «Улыбка»,

воспитатели: Дудина С.Н.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из цели, были определены задачи:

  • развивать связную диалогическую речь;
  • воспитывать желание и умение совместно играть;
  • расширить и активизировать словарный запас детей 5-6 лет;
  • закрепить навыки ведения диалога;
  • разработать перспективный план проведения игр по возрастной группе;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Для решения поставленных задач, я определила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • участие воспитателя в игре (второстепенная роль);
  • использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
  • индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • внесение образных игрушек;
  • прием параллельной игры;
  • прием ролевой игры с продолжением;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • игра в телефон;
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений. Большое внимание было уделено обновлению и наполнению предметно — развивающей среды, оформлению игр, пособий.

Результаты мониторинга  показали положительную динамику развития способностей к совместным действиям в  игровой деятельности  детей:

Уровень

н.г.

к.г.

Сформирован

44% 8 детей

61% 11 детей

Не сформирован

28% - 5 детей

39% - 7 детей

В стадии формирования

28% - 5 детей

Вывод: Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Проведенная работа доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

Результат опыта:

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;

- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;

- появилось осознанное поведение и общение в обществе.

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Игра как средство общения дошкольников

Игра как средство общения дошкольников...

Игра-как средство общения дошкольников

Общение детей через разнообразные виды игр....

План по самообразованию: : "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"

Ф.И.О. - Васильева Валентина ВладимировнаОбразование - высшее Тема: "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"Работа начата: 01.10. 2014 годПредполагается ...

О о работе по самообразованию "Игра как средство общения дошкольника"

беседы с родителями ,консультации , собрание .и т.д....

План работы в соответствии с темой самообразования "Игра как средство общения дошкольников". 2020 год -2021 год

Цель:  способствовать развитию игровой деятельности детей и общения в игре. Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивн...

План по самообразованию "Игра как средство общения дошкольников"

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного...