ПРОЕКТ «Детское портфолио»
проект (средняя группа)

Поскотина Светлана Фаиковна

    Изучение возможности введения портфолио ребенка в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в процессе взаимодействия ДОУ и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_portfolio_2023.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60» (МБДОУ № 60)

юридический адрес: Водометный пер., 15,   Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00

фактический адрес: Водометный пер., 15,    Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00

Медицинский пер.2 А,   Красноярск, 660078, тел 8(391)261-85-85

Свердловская ул., 57 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-89-43

ОГРН 1102468022733,

ИНН/КПП  2464225720 / 246401001

mdoy60.1966@mail.ru

Номинация: «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации»

Наименование проекта: «Детское портфолио» как средство индивидуализации образовательного процесса»

Сроки выполнения проекта: апрель 2023г – декабрь 2023 г.

Поскотина Светлана Фаиковна

воспитатель

т.8950-409-7716

Красноярск-2023

Введение:

В современном мире педагогики большое внимание уделяется развитию   личности ребенка, с его персональным особенностями, своим темпом и особенностями развития. Посодействовать ему раскрыть себя, обнаружить в каждом свою особенность способна технология «Портфолио».

 Детское портфолио предназначено, в первую очередь, для ребенка. Посредством портфолио, ребенок должен понять, что он умеет, что уже выучил, как он осваивает свежие знания.

Работа над портфолио способствует вырабатыванию четырех компетенций: способность находить новые знания, способность действовать, способность взаимодействовать друг с другом, способность полноценно жить, а также способствует вырабатыванию самостоятельности ребенка и демонстрации его талантов. Портфолио делает акцент на индивидуальном пути развития и обучения ребенка в противоположность одинаковым для всех критериев оценки. Основное внимание уделяется сильным сторонам ребенка, а не ошибкам и неудачам.

«Основной смысл портфолио –  показать всё, на что способен ребёнок»

                                                                               Новикова Т.Г.

Актуальность:

Одной из сильных сторон  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-п.1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования).

   Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи – создание партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
   Важнейшей задачей модернизации Российской системы образования является создание доступности высококачественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что подразумевает знание возможностей любого ребенка, его интересы, способности, уровень развития.

    Использование технологии «Портфолио» в образовании сориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка.

Проблема:

    Не все родители склонны стать союзниками, что вызвано недостаточностью информированности и отсутствием представлений о работе с портфолио.

     Педагогам сложно следить и фиксировать за индивидуальным прогрессом каждого ребенка, прослеживать его интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физиолоческое развитие, а также его интересы и предпочтения.

Цель:

    Изучение возможности введения портфолио ребенка в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в процессе взаимодействия ДОУ и родителей.

Задачи:

- изучить теоретические базы ведения портфолио ребенка;

- организовать работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», необходимости ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста;

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, увеличивать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с учреждениями образования;

- создать картотеку готовых шаблонов «Портфолио» дошкольника;

- совершенствовать положительное отношение ребенка к себе, другим людям окружающему миру, способность представлять сверстникам и близким личные достижения;

 - формировать у детей интерес к достижениям и успехам сверстников; приобщать детей к ценностям партнерства с другими людьми.

Ожидаемый результат:

    Диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники), консультации, папки-передвижки, рекомендации для родителей, памятки, сценарий родительского собрания, конкурса, подобрана картотека шаблонов "Портфолио".

Созданы:

- условия для взаимодействия родителей и детей, которые способствуют укреплению детско-родительских взаимоотношений;

- механизм действенного сотрудничества ДОУ и родителей, сосредоточенный на саморазвитие семьи, благоприятствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплены взаимодействия с семьёй воспитанников,  созданы и активно работают над портфолио ребенка.

- материалы опыта работы выложены на сайте МБДОУ.

Деятельность в рамках проекта:

 Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Картотека и методические пособия могут расширяться и   изменяться постоянно.

Подготовительный этап (апрель - май 2023г.)

Изучение:

- методической педагогической литературы, опыта работы коллег в сети Интернет по теме исследования;

- понятий, касающихся темы проекта;

- возможности участия родителей в совместной проектной деятельности (анкетирование);

Разработка структуры портфолио;

Создание картотеки готовых шаблонов.

Практический этап (июнь-сентябрь 2023г.)

Работа строилась в двух направлениях:

- с детьми – в совместной деятельности педагога и детей;

- с родителями – посредством выполнения педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья-детский сад»;

Заключительный этап (октябрь-ноябрь 2023г.)

    Итоговое мероприятие. Самоанализ.

    Презентация опыта по итогам реализации проекта. Обогащение методов, приемов и конфигураций форм работы по созданию портфолио.

 Создание материально-технической базы для работы по данной теме.

План работ по проекту

Этап

Сроки

Мероприятия

Содержание работы

1 этап подготовительный

Апрель – май 2023 г.

Апрель 2023 г.

- выставка литературы

- памятка по интернет-ресурсам

-разработка структуры портфолио

-создание творческой группы

-анкетирование родителей

Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками

Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте.

Апрель 2023 г.

-оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы

-сбор согласий на использование фото, видеоизображений воспитанника

Май 2023 г.

-Рассматривание образца портфолио с детьми

Разработка проекта, создание презентации, проведение педсовета.

Май 2023 г.

- Родительское собрание:

«Родительская копилка. Что такое «Портфолио»?

2 этап

практический

июнь – сентябрь 2023 г.

Июнь -июль

 2023 г.

- Мастер-класс для родителей по составлению «Портфолио дошкольника»

Проведение тематического собрания, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.

Организация тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества (для использования материалов в создании портфолио)

 Оформление портфолио дошкольников.

Июнь - июль

2023 г.

-Буклет «Алгоритм составления портфолио»

На протяжении всего этапа

-Консультативный дни по вопросам  создания

«Портфолио дошкольника»

На протяжении всего этапа

-Беседа с детьми

-Индивидуальная работа с детьми по отбору материалов, информации для портфолио

Август - сентябрь 2023 г.

-Презентация собственного портфолио среди детей

3 этап

заключительный

октябрь - ноябрь 2023 год

Октябрь, ноябрь 2023 г.

Обобщение опыта по теме: «Детское портфолио» как средство индивидуализации образовательного процесса».

 Конкурс «Лучшее портфолио дошкольника».

 Размещение результатов реализации проекта на сайте ДОУ.

        

Оценка результатов реализации проекта:

       - Выросло количество детей готовых раскрыться в общении со сверстниками и взрослыми;

      - Увеличился интерес родителей к ребёнку, как личности;

      - Активизировано взаимодействие «педагог – ребёнок - родитель»;

      - Реализовано мониторинговое слежение за выполнением целей и задач;

      - Создана система комплексной оценки развития индивидуальных качеств и способностей ребёнка. 

Распространение результатов проекта:

Распространение опыта между педагогами дошкольных учреждений и родителей.

Использование в непосредственно образовательной деятельности.

Продолжить работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», необходимости ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста;

Продолжить пополнение портфолио с участием родителей и детей;

Провести мастер-класс для педагогов ДОУ;

Устойчивость проекта:

   Проект по созданию портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из дошкольного учреждения как подарок самому ребенку и его семье.

  Поэтому он не может вызвать неблагоприятных последствий, исключительно позитивные эмоции.

Литература:

  1. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
  2. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н.Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
  3.  Колесникова, Е. В. Портфолио дошкольника 4-5 лет / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012
  4.  Кочкина, Н.А., Чернышова, А.Н. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина. - М.: 2012
  5. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций  «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)
  6. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
  7. Пономарева, Е. Педагогический совет на тему: "Портфолио образовательного учреждения" /Е. Пономарева //Методист. – 2006. - № 7. - С.26.
  8. Прутченков, А. Ролевая игра "Портфолио", или папка личных достижений ученика / //Методист. – 2005. - N2. - с.11.
  9. Руденко И. Портфолио дошкольника //Обруч. – 2005. - N6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Детское портфолио "Я - мастер".

  Один из вариантов создания детского портфолио. В данном случае показана успешность детей , их продвижение в овладении оригами. Стиль свободный, в форме интервью с детьми. Работы представили сами дет...

Детское портфолио.

Рекомендации по составлению детского портфолио....

Структура детского портфолио.

Рекомендации по составлению,советы....

статья "Структура детского портфолио"

Что такое портфолио? Портфолио (от англ. Portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях...

Детское портфолио

ПРедставленно детское портфолио...

Структура детского портфолио, для детского сада 3-5 лет. Рекомендации по составлению, советы.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!Портфолио ...

Долгосрочный проект "Детское портфолио", младшая - подготовительная группа

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного...